Начало здесь.

Итак, мы всей группой выбрали качества "резкий, напористый, грубый" и т. д. для мужчины, а "нежный, заботливый, ласковый..." - для женщины. И вот тут-то преподаватель задал нам каверзный вопрос.

«Девушки, - сказал он (а девушек у нас в группе было 24 из 25), - а какого мужчину вы бы хотели видеть рядом с собой?»

И вот тут-то мы слегка прифигели. Потому что, с одной стороны, все признают, что нежный и заботливый муж - это круто и замечательно. А с другой... ну мы же эти качества выбрали для женщины! А мужчина - он резкий, жёсткий... в общем, маскулинный. Но кто бы себе такого мужа хотел? Разрыв шаблона, однако!

И вот тогда мы впервые услышали (в научно-психологическом контексте) о таком понятии как андрогинность. То есть о сочетании в одном человеке "типично мужских" и типично женских" качеств. О том что маскулинность и феминность были, безусловно, полезны в глубокой древности, но сейчас ни один из этих наборов качеств не является адаптивным к современным реалиям.

В современном мире уже не требуется такого жёсткого полового разделения в плане функционирования и выживаемости. И если в промышленности развитие идёт именно в сторону всё более узкой специалиации, то в области межличностных отношений происходит с точностью до наоборот. Скорее даже межличностные взаимоотношения становятся именно межличностными отношениями - из существующих ранее полоролевых моделей поведения, где никому особо не было дела до чувств, главное - успешное выживание.

Кому интересна теория - «Понятие о маскулинности, феминности и андрогинности»

Если кратко - «Многочисленные исследования показали, что психологические различия между мужчинами и женщинами возникают и формируются скорее вследствие особенностей семейного воспитания мальчиков и девочек, а также социального воздействия, нежели из-за биологических различий между полами». «С. Бем, в противоположность взгляду, что мужчины и женщины для лучшей адаптированности должны иметь традиционно установленные соответствия полу, показала малую приспособленность индивидов, обладающих только такими характеристиками. Наиболее приспособленным к жизни оказался андрогинный тип, имеющий черты того и другого пола. Понятие психологической андрогинии касается не соматических качеств, а только поведения и установок личности».

То есть андрогинный тип, сочетающий в себе как маскулинные, так и феминные качества, гораздо более адаптивен, поскольку у него гораздо больше возможностей для выбора: вести себя мягко или жёстко, независимо или заботливо и т. д. - в зависимости от ситуации, в то время как у маскулинного или феминного человека выбор ограничен жестким набором полоролевых черт.

Более того: биологически между мужчиной и женщиной гораздо больше сходств, нежели различий. Вот здесь в посте и в комментариях подробно рассматривается, почему "мужчины с Марса, женщины с Венеры" - это утверждение, не имеющее никакого отношения к психологии. Процитирую свои ответы:

читать дальше

Выводы:
1) полоролевые модели поведения - явление, обусловленное в большей степени культурно, нежели биологически;
2) "мужские" и "женские" модели поведения безнадёжно устарели;
3) наилучшей сейчас является андрогинность - сочетание в себе как мужских, так и женских черт, и умелое их использование в зависимости от ситуации.

Продолжение, как всегда, следует. А в комментариях можно задавать вопросы и предлагать, о чём в плане гендера и всего, что с этим связано, стоит написать в первую очередь. К сожалению, при переезде дневника комментарии к предыдущей записи пропали, поэтому если я на них не успела ответить - не сочтите за труд повторить.

@темы: Размышлизмы, Гендерная психология

Комментарии
29.09.2018 в 01:58

джедай-ситх
Интересная тема! Вот да, все чаще ловлю себя на том, что агендерность (и/или андрогинность) более привлекательны, чем крайние точки полюсов.
«Девушки, - сказал он (а девушек у нас в группе было 24 из 25), - а какого мужчину вы бы хотели видеть рядом с собой?» на это у меня всегда был готовый ответ: "тот, который сможет понять меня и не сбежит от моих проблем" (ты их знаешь), а на все остальное я не обращала внимания. Если все-таки добивать тему, то отвечала "понимающий и честный" (да, и в вопросе про загулял - тоже, так и скажи о своих проблемах, если не решим, то сообразим на троих - реально так думала)

По ссылке много вкусного, прогуляюсь.
Вот еще в тему гендерных стереотипов - я завела блог на блогхаусе, но стала вести его в мужском роде - потому что взяла ник из ролевой (вот кстати - за мужчин мне играть проще, точнее за двух конкретных, но мужчин же) как-то показала матери - она говорит, что ну очевидно же, что блог женский - фон с мороженым, розочка в горшке, рецепт... правда, там были и всякие другие вещи, типа философии, чувственных фото из интернета, и всякого другого. Потом прошло время, я показала там реальные фото, но ник и мужской род никуда не делись. А вот это "у тебя в дизайне сладости, значит блог женский" запомнилось.
И два вопроса:
1. Как же гормоны? Они же влияют на поведение?
2. Так все-таки - как можно внушить ориентацию? (как внушить гендер, я уже поняла)
29.09.2018 в 11:04

Терпеть не могу героев! Вечно у них в ножнах чешется. (Г.Л. Олди)
очень-очень согласна.
а почему у девушек в голове, что мужчина должен быть "вонюч, свиреп и волосат" и почему они тянутся именно к таким, а потом жутко страдают, но продолжают считать "хороших парней" скучными хорошо было рассказано в книге "Женщины, которые любят слишком сильно".

Как же гормоны? Они же влияют на поведение?
влияют, но их влияние можно контролировать разумом. даже в самый лютый ПМС мы знаем, на кого наорать можно, а на кого - нет) мужчины тоже знают, с кем можно проявить агрессию, а с кем - нет.
29.09.2018 в 21:30

А вот это "у тебя в дизайне сладости, значит блог женский" запомнилось.

Julie Alafiel, ну да, ну да... недавно как раз говорила про ребёнка, которому учительница сказала, что с пеналом в виде банана он как девчонка. И весь класс смеялся. На что я предложила на его д/р купить бананов и принести в класс - угостить... девочек! Потому что мальчики же бананы не едят! И пусть смотрят и облизываются.

1. Как же гормоны? Они же влияют на поведение?

Выше Ириска очень хорошо ответила.

2. Так все-таки - как можно внушить ориентацию? (как внушить гендер, я уже поняла)

С гендером на самом деле всё гораздо сложнее. Не зря же я написала, что пример очень грубый. На самом деле это так называемый "Жизненный сценарий". Я напишу потом подробнее. А что касается ориентации - там не совсем внушение. Тоже история долгая. У Игоря Серова в книге "Читать человека, как книгу" целая глава посвящена сексуальности - на основе работ Фрейда и Кона. Я не со всем там согласна (ну так и Кон когда свои работы писал!), но здравое зерно там есть. Пока можно ознакомиться с книгой (она в Сети была), а потом я попробую по памяти (книги нет под рукой, а в цифре вообще нет) рассказать про теорию, о которой я прочитала у Вальтера и Ингрид Тробишей (знакомы такие авторы?)

а почему у девушек в голове, что мужчина должен быть "вонюч, свиреп и волосат" и почему они тянутся именно к таким, а потом жутко страдают, но продолжают считать "хороших парней" скучными хорошо было рассказано в книге "Женщины, которые любят слишком сильно".

Ириска, спасибо, почитаю!
29.09.2018 в 21:37

джедай-ситх
Olven, нет, такие авторы не знакомы, к сожалению. Жду, когда расскажешь, чтобы обсудить:) На что я предложила на его д/р купить бананов и принести в класс - угостить... девочек! Потому что мальчики же бананы не едят! правильное предложение:)
29.09.2018 в 22:53

нет, такие авторы не знакомы, к сожалению. Жду, когда расскажешь, чтобы обсудить

Julie Alafiel, пока рекомендую с Серова начать. Там немного - с 55-й по 64-ю страницу. Но так более предметное обсуждение получится.
29.09.2018 в 23:03

джедай-ситх
Olven, пошла читать.
30.09.2018 в 02:44

джедай-ситх
Olven, прочитала. Все это я знала и без книги, так что можно сразу к предметному.
30.09.2018 в 18:05

Julie Alafiel, написала ещё кусочек про гендерную идентичность: olven.diary.ru/p216316612.htm
10.10.2018 в 17:44

О, интересно. Спасибо!)
10.10.2018 в 19:58

Эллеонор, на здоровье! Буду рада комментариям.