UPD: о да! Индеец Зоркий Глаз долго и упорно собирался об этом написать - а оказывается, что уже писал семь лет назад!
Поэтому просто поднимаю запись - с незначительными дополнениями с высоты прожитых лет.
Так что типа часть четвёртая.
Всем, кому обещала и кто смелый - читать дальшеНе помню, где именно (увы, давно ищу источник и не могу найти никак*) я вычитала такую теорию, которая как нельзя удачно объясняет проблемы взаимоотношения полов. Попробую пересказать, дополняя своими соображениями.
Если вкратце - то в своей жизни человек проходит несколько этапов развития. И все эти этапы - абсолютно нормальны и закономерны, но только в определенный период жизни. К проблемам приводит "застревание" на том или ином этапе.
На первой стадии взаимоотношения человека с миром можно охарактеризовать как эгоистичные: "Я - пуп земли, всё вокруг - для меня". Это характерно для маленьких детей, когда они только начинают осознавать своё "Я", отделяя себя от других (лет до трёх дети вообще не понимают "Я" и даже говорят о себе в третьем лице). Недаром "кризис трёх лет" сопровождается капризами: ребёнок проверяет, насколько может подчинить себе окружающих. И хотя считается, что эгоизм - это плохо, в данном случае ничего плохого нет. Это обычный этап развития, все мы через него проходим.
Ребёнок растет и постепенно открывает для себя мир других людей с их собственными интересами, учится считаться с чужим мнением, понимать других людей. А легче всего понять того, кто похож на тебя. Так начинается второй этап - влечение к людям своего пола (я говорю о влечении исключительно в эмоциональном плане). В это период (где-то младший школьный и начало подросткового возраста) невооруженным глазом видно, как дети кучкуются по признаку пола: мальчики - с мальчиками, девочки - с девочками. И, опять же, для этого возраста - это абсолютно нормально. Напротив, если мальчика тянет к девочкам, а девочек - к мальчикам, впору задуматься, всё ли хорошо у них с гендерной самоидентификацией.
Помню, на занятиях, кажется, по социальной психологии, разбирали мы такую ситуацию. Мама обращается к психологу с проблемой: 12-летняя дочь в лагере слишком уж близко общается с подругами, спят в одной постели и прочее, надо ли дочку лечить? Группа была единодушна: надо лечить маму.
А вот затем, когда взаимоотношения со своим полом освоены - человек двигается дальше и начинает учиться взаимодействовать с полом противоположным. Это уже старший подростковый возраст. В это время начинаются первые влюблённости. Собственно, этот период может длиться сколь долго угодно, потому что человек - такое существо, что познавать его можно до бесконечности.
А как человек православный, я выделю ещё одну ступень, которой в оригинальной классификации не было. Когда, научившись любить того, кто тебе изначально был просто симпатичен, человек начинает учиться любить тех, с кем взгляды расходятся кардинально. Научившись любить одного - учится любить весь мир. В полной мере это раскрывается в монашестве. Недаром говорят, что те, кто любить не умеет - вступают в брак (и в браке учатся взаимной любви), а кто уже умеет - идёт в монастырь. Но это уже высший пилотаж и не каждому по силам.
Так вот: проблемы начинаются тогда, когда рассмотренные этапы начинают смещаться из привычных возрастных рамок. Причин этому много, я выделю две основные.
Первая - это более медленная социализация. В старину человек в 16-17 лет был полностью готов ко взрослой жизни и спокойно мог вступать в брак. Сейчас в это время он только начинает осваивать профессию. И, как это ни прискорбно, современные подростки стали гораздо эгоистичнее - всё потому, что задержались на этапе маленьких детей (почему так происходит - это отдельный разговор).
Но, несмотря на более позднюю социализацию, природа-то на месте не стоит. Напротив, одно время широко обсуждались проблемы акселерации. Не в курсе, чем окончилась дискуссия, но даже если бы пресловутой акселерации не было - в любом случае в 15-16 лет гормоны уже бурлят вовсю и сексуальная энергия требует выхода. Вопрос: куда? Раньше всё было просто: женись. Сейчас женитьба в таком возрасте порождает кучу других проблем, помимо самой главной: а на ком жениться-то? Как выбрать спутника жизни, когда с противоположным полом взаимодействовать-то толком не научился? В этом случае подростки либо выбирают "секс по дружбе", "секс ради любопытства" или "ради опыта", либо (как правило, это люди с более тонкой душевной организацией - "группа риска" в плане гомосексуальности) - ориентируются на чувства: кто мне симпатичен, с кем мне интересно, к кому меня тянет. И вот тут-то оказывается, что тянет - на "своих", на одного пола с тобой. И понять, что влюблённость ≠ любовь, при отсутствии опыта очень сложно.
Усугубляет ситуацию вторая проблема - так называемое "половое воспитание", а по сути - секспросвет, с настоящим половым воспитанием рядом не стоявший, когда у детей лет 10-12 искусственно вызывается интерес к сексуальной сфере**. Помню старую советскую книжку по половому воспитанию. И это действительно было воспитание. Так вот: там для каждого возрастного этапа были рекомендации для родителей. И для периода полового созревания был дан такой совет: активно вовлекать ребёнка во всевозможные виды деятельности, связанные с физическими нагрузками - спорт, например. Как я сейчас понимаю, неспроста - таким образом сексуальная энергия сублимировалась до тех пор, пока подросток не научится её использовать правильно.
Иными словами, в физическом развитии человек уже готов к сексуальным контактам (или если не готов - общество активно его к этому подталкивает), в социальном - всё ещё находится ступенью ниже. Отсюда и проблема гомосексуальности. Разумеется, это далеко не единственная причина. Но, тем не менее, и её сбрасывать со счетов не стоит.
Примечания----------------------
* Почти нашла! Литература по теме:
1) Вальтер и Ингрид Тробиш (вот точно не вспомню сейчас книгу, но их всего 5 выходило на русском языке. И это точно не "Я любил девушку". В цифре остальных книг в Сети нет, а бумажной версии у меня под рукой нет).
2) Игорь Серов. Из книги "Читать человека, как книгу", целая глава (страницы с 55-й по 64-ю) посвящена сексуальности - на основе выжимки из работ Фрейда и Кона (для тех, кому в оригинале Фрейда и Кона читать недосуг).
** И да, я не имею в виду нормальное сексуальное образование, когда пятилетнего ребёнка учат, что то, что у него скрыто нижним бельём, не должен видеть никто и никто не должен этих мест касаться, это преступление и нужно сразу же жаловаться взрослым.
Под секс-просветом я понимаю именно культивирование идеи секса и сексуальных отношений. Когда про секс твердят из каждого утюга. Когда без секса - стыдно. Когда полуголые (и полностью голые) тётки смотрят на детей с обложек журналов, выставленных в витринах ларьков. Когда маленькую девочку учат, что она должна нравиться мальчикам (хотя ей совсем не до мальчиков в этом возрасте). И прочее, и прочее...
@темы: Размышлизмы, Психология, Мои статьи, Возрастная психология, Гендерная психология