Часть 2. «Вершки и корешки»
«- Вот тебе и грядка. Берёшь листик…
- Отец, я сажал, я знаю!
- Родной мой, послушай меня: вот берёшь листик, роешь ямку – и туда его. Вот так… Вот так…
- Отец!..
- Родной мой! Берёшь листик, вот… и ямку делаешь… И в ямку, вот…
- Отец!..
- Родной мой, послушай меня, старца! Вот… и в ямку… А когда закончишь сажать капустку – придёшь ко мне.
- Готово, отец мой! Благословите, отец, ещё взять рассады!
- Пойдём, посмотрим, как ты исполнил своё первое послушание. Да, родной мой… Капуста нам не дорога. А дорого нам послушание.
- Но ведь так ничего не вырастет!
- У нас, милый мой, молитвами святых отцов всё вырастет, что надо».
Из фильма «Иван Павлов. Поиски истины».
Итак, сегодня мы поговорим о таком важном аспекте православного воспитания, как послушание. Широко известно высказывание о том, что «Послушание превыше поста и молитвы». Но что же такое – это загадочное слово «послушание»?
Одно из самых распространённых в православной педагогике заблуждений – это понимание послушания как синонима слов «повиновение» или «беспрекословное подчинение». Но так ли это в действительности? Откроем «Добротолюбие» и прочитаем, что говорит прп. Антоний Великий: «Если вы будете терпеливы, послушны и покорны отцам своим, то прекрасное воздаст вам Господь воздаяние». Обратите внимание: послушны и покорны. То есть для аввы Антония это два разных понятия.
Митрополит Сурожский Антоний так раскрывает понятие послушания: «Послушание не заключается в том, чтобы раболепно исполнять приказания, даже если они подаются в форме советов. «Послушание» от слова «слушание», и цель послушания – научить человека оторваться от собственных мыслей, от собственного отношения к вещам и вслушиваться в то, что говорит ему другой человек. Здесь начинается послушание, и оно относится не только к церковной практике, но и ко всем взаимоотношениям между людьми». Иными словами, послушание – это умение слушать и слышать своего наставника, умение учиться жизни у другого.
И такие, казалось бы, «неправильные» советы, вроде посадки капусты корешками вверх, как раз и учат нас настоящему послушанию. Нелепое задание? А ты подумай, почему твой наставник поручил тебе именно это. В случае с Ваней Павловым всё очень наглядно.
«- Вот тебе и грядка. Берёшь листик…
- Отец, я сажал, я знаю!»
Старец ещё ничего не успел сказать – а мальчик уже перебивает. Ему кажется, что он всё знает и так. А если бы старец решил открыть Ване духовную истину – был бы способен мальчик её воспринять? Человека, считающего, что он всё и так знает, научить чему-либо невозможно. Поэтому «капуста вверх корешками» - это своего рода экзамен на способность слушать и слышать, а в конечном итоге – быть духовным учеником. Если человек не способен учиться у других, прислушиваться к их опыту – все попытки научить его будут тщетными.
Рассказывают такую историю. Нанъин, японский учитель дзэн, живший в эру Мэйдзи (1868—1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое дзэн.
Нанъин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.
Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал: «Она же переполнена. Больше уже не войдёт!» «Так же, как эта чашка, - сказал Нанъин, - Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам дзэн, если Вы сначала не опустошили Вашу чашу?»
Однако не надо придавать «экзамену на послушание» некий сакральный смысл. Во многих попадавшихся мне вариациях «капустной истории» фигурировали слова о том, что за абсолютное послушание (читай «повиновение») и усердную молитву Господь вырастит урожай, независимо от того, как он был посажен, и даже больше: что посаженная по послушанию вверх корнями капуста вырастет, а посаженная правильно, но вопреки указаниям старца – нет. Это, конечно же, неверно: плоды послушания – это плоды духовные, а вовсе не капустные кочаны. Как раз это и объясняет Ване старец: «Капуста нам не дорога. А дорого нам послушание». И ещё: «У нас, милый мой, молитвами святых отцов всё вырастет, что надо». Обратите внимание: вырастет что надо. А что надо монахам, давшим обет нестяжания? В первую очередь, духовные плоды. Капуста для них не важна. Поэтому ни в коем случае нельзя надеяться на то, что за послушание Господь всё остальное сделает вместо нас. Послушание – это лишь первый этап, подготовка к принятию более важных духовных истин.
Итак, мы выводим
второе правило православного педагога:
ВЛАДЕЙТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
ВЛАДЕЙТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
Но, спросите вы, если «послушание» - термин, неверно истолковываемый, может быть, можно и вовсе без него обойтись? Есть же и другие методы в педагогике: разъяснение (о котором мы говорили в прошлый раз), наглядный показ и т.д. Так вот: бывают ситуации, когда без послушания не обойтись от слова «совсем». Но об этом – в следующий раз.