Православная театральная студия: с чего начать?
Прежде всего хочу предупредить тех, кто собрался организовывать не профессиональный детский театр с христианским уклоном, а театральную студию на базе воскресной школы: методы работы в том виде, в котором они повсеместно используются в детских театрах, в воскресной школе отчасти неприменимы совсем, отчасти нуждаются в серьёзной корректировке. И этому есть несколько причин:
читать дальше1) «профильность» воскресной школы. Основная наша цель – дать учащимся познания в христианской религии, а не сделать из них профессиональных актёров – тех, для кого театральная деятельность в будущем станет основной. Хотя не исключено, что кто-то из учащихся изберёт театр своей профессией, но мы-то ориентируемся не на исключения, а на подавляющее большинство. Маловероятно, чтобы в школе из 20-30 человек хотя бы четверть имела к театральной деятельности серьёзные склонности, а работать с меньшим количеством детей смысла не имеет. К тому же, склонный к театральной деятельности ребёнок наверняка уже занимается или планирует заниматься в профильной студии. Конечно, было бы прекрасно развивать актёрские задатки у всех без исключения детей, но то же самое можно сказать и про любой вид искусства, а заменить собой всю систему дополнительного образования (да и основного, желательно) воскресная школа вряд ли способна.
2) Временные ресурсы. Помимо того, что учащимся воскресной школы приходится проводить единственный выходной сначала на богослужении, а затем на занятиях по Закону Божьему, Священной Истории, духовному пению, церковнослявянскому языку и т.д., в течение недели многие из них занимаются дополнительно в каких-либо секциях или кружках. И даже если они согласны выкроить время на регулярные репетиции – маловероятно, что это свободное время у большинства из них придётся на один и тот же день и час. Остаётся, как правило, и без того загруженный воскресный день.
3) Духовная опасность такого вида деятельности как театр. Надо заметить, что опасность представляет собой не сколько театральная деятельность вообще, сколько способы её организации, методы и средства, которыми пользуется актёр на сцене. Корректировка зависит исключительно от осознания режиссёром/руководителем студии этой проблемы и пересмотра традиционных методов работы.
Итак, вы решили создать театральную студию в воскресной школе. Прежде всего нужно определиться с её направленностью: будет её деятельность носить миссионерский характер (то есть ориентироваться на невоцерковлённого зрителя) либо предназначаться исключительно для «внутреннего использования» при подготовке внутришкольных и общегородских праздников воскресных школ. Поскольку театр как вид искусства возник в языческом, нехристианском мире, а по словам ап. Павла, он был «для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона» (1Кор. 9:21), то будет логичное всего, если с театральных подмостков проповедь Христа будет обращена к тем, для кого язык театра является наиболее естественным и понятным, то есть к людям неверующим либо невоцерковлённым (активно воцерковляющихся такая форма проповеди может даже отпугнуть в силу неправильного понимания ими некоторых высказываний святых отцов относительно театра, и этот миф тоже придётся развенчивать театральными средствами).
(продолжение следует)