Пока собиралась написать одно рассуждение - неожиданно всплыла в разговоре другая тема. А сегодня я вдруг поняла, что же меня так смутило.
Итак, ситуация: девушка рассуждает на тему, почему бы ей не стать священником: вон, у протестантов - можно, а у нас - нет...
Не буду сейчас рассуждать про догматический аспект, про него уже сто раз всё обговорено было. Рассмотрим ситуацию, исходя из высказывания:
Кураев о женском священстве протестантов
То есть вне Литургии, вне Таинств - "Служи - не хочу", как говорится. Особенно если учесть, что священником человек становится не сразу: сначала послушник, чтец и т. д., потом - диакон, а только потом уж священник - если сочтут достойным. Но служение-то начинается сразу, с послушника. И неспроста служитель в храме - "послушник" - называется тем же словом, что и первая ступень в монашеской жизни.
И тут полезно бы вспомнить другие слова о. протодиакона:
"Помимо того, что у человека есть права, в его жизни имеет место еще и служение. Так вот священник — это священнослужитель. Это не человек, который обладает правами священника; напротив, он несет послушание священника, служит. Так что Церковь просто не возлагает крест священнослужения на плечи женщины. По-моему, тут не столько ущемление прав, сколько забота о женщинах".
И вот представим себе эту девушку, которой позволили возложить на себя ношу священнического (пусть даже в протестантском понимании) священства. Что это означает? А то, что отныне на первом месте в её жизни должно быть это служение. Интересы других людей. «Если слово "не могу", а есть слово "надо"».
У Вальтера Тробиша очень хорошо описана жизнь одной пасторской семьи, когда пастор даже поужинать толком не может: его постоянно дёргают то визитами, то телефонными звонками. Его жене это не нравится, конечно - но она понимает, что это - его служение, поэтому всячески старается мужу в этом помочь. И вот это - настоящее женское служение, она - не просто жена, а "госпожа пасторша", пусть не по церковному статусу, но и она разделяет с супругом его долг.
И вот тут возникает вопрос: а готово ли большинство тех женщин, которые заявляют о своих правах наравне с мужчинами, нести обязанности наравне с ними? По аналогии с другим служением - воинским: ну вот, сейчас женщины вполне могут найти свое место в армии. И что, слишком много желающих? Напротив, даже мужчины стараются от армии откосить - тяжко. А ведь в армии хотя бы зарплату платят и есть возможность найти вид деятельности по душе. У священника нет и этого: сколько в церковную кружку накидают - то и твоё (за вычетом расходов на содержание храма и зарплаты тем работникам, которые наемные)
Так что девушкам, желающим священства, могу предложить: возьмите на себя какую-нибудь общественную работу, но не как хобби, а именно как служение. Когда ты должен всем, а тебе не должен никто и ничего. Когда ты большую часть времени тратишь на эту деятельность, а остатки времени - на то, чтобы себе заработать на кусок хлеба. Когда личная жизнь отсутствует как явление, потому что по первому зову бросаешь всё - и бежишь туда, где требуешься: "Но в любую минуту может грянуть приказ - и покой не для нас, и любовь про запас" ((с) Скади). Когда хорошо, если близкие тебя понимают и стараются тащить на себе весь твой быт - а если нет и тебе ещё и про обязанности перед ними напоминают регулярно?
Ну, что, есть желающие?