Мы можем сколько угодно рассуждать о распределении ответственности между клиентом и консультантом, о сферах ответственности, о том, что мы специалисты не по решению проблем, а по человеческим отношениям, что не даем советов. Но вот в трубке звучит раздраженный и требовательный голос: «Я все поняла. Значит, ничего конкретного вы мне посоветовать не можете?»

У нас пересыхает в горле, напрягаются мышцы шеи, мы начинаем ерзать в кресле и теребить разные предметы. В голове проносится: «Ну не могу, не могу, видишь же, что не могу... А должна?» «Должна, должна, — шепчет нам «бес гордыни», — ведь села в это кресло, трубку держишь, деньги получаешь...» Нет, мы не слышим его шепота, он спрятан в глубине сознания, там, где невысказанным, тайным лежат смутные представления о себе как об универсальном Спасителе всех страждущих. И мы не опознаем вовремя этого голоса, мы просто расстраиваемся и злимся, злимся на себя, что не можем помочь, на женщину, которая беззастенчиво напоминает нам, что мы не Боги. И мысли несутся дальше: «Я никуда не гожусь... Я работаю уже год, а ничему не научилась... Это безнадежно... Я безнадежна». Как сказочному королю из шварцевской «Золушки», нам хочется скинуть с плеч горностаевую мантию, а с головы — корону: «Все, меняю работу, ухожу в почтальоны...» Нам хочется защититься от этой женщины, сказать ей, что она не имеет права от нас этого требовать, или, сохраняя лицо, принять свое поражение как консультанта, чтобы потом, после разговора, долго сохранять во рту привкус яда самобичевания.

Что произошло? Мы оказались в ловушке. В какой-то момент мы оказались выбитыми из профессиональной позиции консультанта, перестали быть с клиентом и его переживаниями, сосредоточились на себе, стали себя защищать. Кто загнал нас в ловушку? Клиент? Конечно же нет. Клиент и сам находится в ловушке. Ее отношения с миром зашли в тупик: ребенок, который должен учиться, — не учится, муж, который должен помогать решить эту проблему, — лежит на диване и читает газету, школа только и знает, что вызывать родителей. Женщина наполнена обидой и агрессией, ей кажется, что мир несправедлив к ней, ее старания изменить ситуацию ни к чему не приводят, она чувствует бессилие и готова поверить, что незнакомый ей человек, который никогда не видел ее мужа и ребенка, лучше ее знает, что делать в этой ситуации. Более того, что обязан знать, потому что он специалист. Но и он тоже заодно со «всеми», не делает того, что должен. Она чувствует себя обманутой консультантом, так же как и другими людьми своего окружения. Она ничего не знает ни про какие ловушки. Отчаянье, бессилие и злость выливаются в ее фразе: «Значит, вы ничего конкретного мне посоветовать не можете?»

Эта фраза, произнесенная клиентом, будит нашего «беса» и мы оказываемся в ловушке. Мы начинаем защищать себя, но не от клиента, а от самих себя.

Клиент может нападать на консультанта, угрожать, льстить, шантажировать, но нам важно понимать, что за всеми этими непривлекательными реакциями стоит боль, страх и бессилие страдающего человека.