olven
| четверг, 12 сентября 2019
12.09.2019 в 16:44
Пишет
Ириска:
Гендерно-нейтральное родительство часть 2
О ВНЕГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ, часть вторая
www.facebook.com/anna.topilina/posts/3048158898...
Я внимательно прочитала все комментарии и начну с того, что уточню самые спорные и проблемные места, которые вызвали много вопросов. На эту тему люди часто реагируют автоматическим возмущением в духе «вот, феминистки опять запрещают» - запрещают мальчикам быть мальчиками, девочкам быть девочками и всячески не дают жить. Тут я подчеркну двойной красной линией одну мысль – воспитание ребенка вне традиционных гендерных ролей – это не о запрете, это о свободе выбора. Не о том, чтобы запретить мальчикам бегать, орать и стрелять из пистолетов и не о том, чтобы запретить девочкам сидеть тихо, играть в дочки-матери и носить платья. А о том, чтобы дать детям свободу выбирать между сотнями разных ролей, разных занятий, разных качеств и находить среди них свое, подходящее индивидуальному характеру, склонностям, талантам. О расширении кругозора, о том, чтобы не запихивать маленького человека в готовую форму с очень четкими границами дозволенного, а дать свободу выбирать, кем ты хочешь быть. Воистину – тысяча возможностей вместо двух. (А вот как раз традиционное воспитание – это как раз о негласном запрете, запрете на присвоение качеств и атрибутов, которые исторически были приписаны другому гендеру).
читать дальше
Это раз. Во-вторых, самый больной и поэтому самый интересный момент дискуссий о внегендерном воспитании – это вопрос воспитания мальчиков. Почти никто (кроме самой консервативной части общества, которая все равно в меньшинстве) не возмущается, когда девочки перенимают части мужского мира – носят штаны, лазят по деревьям, любят условную математику, интересуются наукой, и так далее и тому подобное. Нет, гундеж на тему «ну ты какая-то неженственная» и «кто тебя замуж возьмет» может присутствовать, но тем не менее – атрибуты мужского мира все равно имеют высокий статус и перенимать их – не грех. Но, как только мы начинаем говорить о мальчиках, которые перенимают «женские» атрибуты, качества и модели поведения, у среднестатистического пользователя начинает гореть-полыхать пукан. Потому что, как бы мы не пытались закрыть глаза на то, что угнетение существует, от него никуда не сбежать – и быть «как баба» - для мужчины и мальчика – это конкретное понижение в статусе, и частенько (в засивимости от степени суровости мира, в котором этот мальчик проживает) – риск сурово так отхватить по морде, фигурально или фактически.
Значит ли это, что нужно просто плюнуть на все и продолжать воспитывать «классических» мальчиков по давним патриархальным схемам? На мой взгляд – нет. Потому что таким образом мы закрепляем и репродуцируем патриархальные ценности и культуру насилия. Не больше и не меньше. Тут на полях снова напомню fun fact о насилии – оно – почти исключительно мужская прерогатива. Например, по данным 2016 года 96% всех заключенных шведских тюрем были мужчинами. Совсем неслучайная случайность, потому что, смею вас огорчить, проблема здесь не в высоких уровнях тестостерона, не в некой врожденной агрессивности – а в воспитании и социализации. (подставляет корзинку для гнилых томатов). Имею ли я при этом в виду, что мальчиков нужно воспитывать «девочками» и запрещать им быть «мальчиками»? Нет. Я о том, чтобы воспитывать детей, вне зависимости от пола и гендера, не как мальчиков и девочек, а именно как детей, как будущих взрослых людей, из которых завтра будет состоять наше общество.
И краеугольный камень такого воспитания – это тренировка у всех детей, вне зависимости от их половой принадлежности, во-первых, эмоционального интеллекта, то есть способности опознавать, проговаривать и регулировать свои чувства, а во-вторых, контроля гнева и других аффектов. Все человеческие существа полны агрессии и прочего гуано, человек – далеко не миролюбивый вид, но общество почему-то весьма успешно справляется с обучением девочек контролю этого багажа (еще до полового созревания, когда на арену вступают-таки гормоны), в то время у мальчиков все это наоборот активно поощряется. Ну и третья часть того воспитания, о котором я говорю - это тренировка у ребенка способности заботиться о себе и окружающих, нести ответственность за свои действия (и за свои эмоции в том числе) и проявлять эмпатию. А ещё - способности обслуживать себя на бытовом уровне - готовить есть, убирать, вбивать гвозди, собирать шкаф - вне зависимости от гендера.
Но если все так абстрактно, зачем тогда мальчикам розовые платья и накрашенные ногти? – спросите вы. Для того, чтобы дестигматизировать сферу «женского», снять с нее печать прокаженности, стереть линии между гендерами, именно те линии, которые результируют во вполне реальном, ежедневном угнетении. Проще говоря – постепенно внедрить в общество идею о том, что «баба – тоже человек», и что быть женщиной – не стыдно, не низкостатусно, не плохо. И да, начинается это все со внешних атрибутов (потому что осязаемое и видимое всегда легче усвоить и воплотить в жизнь) – но ими не ограничивается. На этом месте всегда всплывает очень острый и очень актуальный вопрос – а что делать со враждебным обществом, от которого легко можно отхватить люлей за «не-таковость»? Подставлять своего сына под танк и его личной кровью рисовать путь в светлое будущее? И мой ответ тут – все сложно.
Любая позитивная динамика, любые изменения начинаются с baby steps. То, что большие шаги в светлое будущее невозможны, не означает, что можно вообще ничего не делать. И да, я свято верю в то, что даже в нашем весьма враждебном и ригидном мире можно вырастить мягких, эмпатичных, человечных мужчин, способных рефлексировать (и не только о квантовой механике и философии Шопенгауера, но и о чувствах своей партнерки или партнера, например), заботиться, решать вопросы без агрессии, уважать чужие границы, нести ответственность за своих детей и так далее и тому подобное. Да, это сложно, но да, это необходимо. И тут возникает последний вопрос – тоже взятый из комментариев. А как же потом мой мальчик, воспитанный мягким и неспособным стучать хуем по столу, будет жить и чего-то добиваться в этом жестоком и иерархичном мужском мире? И вот на этом месте из меня наконец вылазит большая и страшная феминистка и говорит – а так, как половина человечества - так, как женщины. Добиваться своего тяжелой работой, дипломатией, словами. Слушать других. Взаимодействовать. Искать свою стаю. Сотрудничать. Фрустрироваться, но не идти бить морды из-за своих фрустраций. Самому регулировать свой эмоциональный мир.
Добро пожаловать в наш мир, в общем.
(С) Анна Топилина
URL записи