Комментарии к предыдущему посту натолкнули меня на некоторые размышления.

Любую поступающую извне информацию мы интерпретируем через призму собственного восприятия. А на него очень большое влияние оказывает весь наш предшествующий опыт.

К примеру, можно ли обидеться, если тебе говорят «спасибо»? Казалось бы, абсолютно нормальное выражение благодарности. Но представьте себе ребёнка, которому за пролитое на пол молоко мать говорит: «Ну спасибо, сыночек, вот удружил!» И не один раз, а регулярно. Что-то сделал не так - и «Ну молодец, порадовал мамочку!» Ребёнок вырастает, а в памяти остаются эти слова. И когда человек слышит: «Спасибо, порадовал», - ему становится очень сложно сходу понять: его действительно благодарят или над ним точно так же насмехаются? Увы, обычно привычка срабатывает быстрее. Как говорит Эрик Берн, человека будто отбрасывает в прошлое, словно на резиновой ленте. И вот он уже не взрослый человек, способный рассуждать и анализировать сказанное ему, а ребёнок, выдающий ровно такую же реакцию, которую от него ждала мама (попробовал бы он тогда ей сказать: «Да пожалуйста, на здоровье, могу повторить»!).

И помня о такой особенности психики, я задаю себе вопрос: «Что хотел сказать автор? Хотел ли он меня оскорбить и унизить? А может, вовсе и не меня? А может, не оскорбить, а смотивировать? А может...» Вариантов - великое множество.

Когда я выкладываю какие-то цитаты, я их выкладываю потому, что они чем-то зацепили именно меня. Какой-то параллелью с моей собственной жизнью. Напомнили мне меня саму (и дали возможность посмотреть на себя со стороны) или кого-то знакомого мне. Или максимально точно сформулировали то, что я сама интуитивно чувствовала, но не могла вербализовать. Или эти слова я могу как-то использовать в дальнейшем (к примеру, раскрыть в художественном тексте или вложить эту идею в уста одного из героев, не обязательно положительного).

То есть то, что цитирую я, - это так или иначе про меня. И естественно, что другой человек не может заглянуть ко мне в голову, не может увидеть в ней цепочку ассоциаций, возникших на эти слова.

Но у него при этом возникают собственные ассоциации. На основе его опыта, который никак не может быть таким же, как у меня. Те же самые слова затрагивают совершенно другие струны его души. А значит, и звучание этих струн будет совсем иным. У меня - мажорная песенка, у него - похоронный марш.

А ещё есть такая штука как контекст. Когда я читаю книгу, я вижу весь текст целиком. Я понимаю, что вот этот пример, эта иллюстрация - она для конкретного результата, которого автор хотел своим текстом достичь. И вот это-то и главное: а чего он хотел?

Далеко ходить не буду, возьму ту же саму книгу.

читать дальше