Комментарии к
предыдущему посту натолкнули меня на некоторые размышления.
Любую поступающую извне информацию мы интерпретируем через призму собственного восприятия. А на него очень большое влияние оказывает весь наш предшествующий опыт.
К примеру, можно ли обидеться, если тебе говорят «спасибо»? Казалось бы, абсолютно нормальное выражение благодарности. Но представьте себе ребёнка, которому за пролитое на пол молоко мать говорит: «Ну спасибо, сыночек, вот удружил!» И не один раз, а регулярно. Что-то сделал не так - и «Ну молодец, порадовал мамочку!» Ребёнок вырастает, а в памяти остаются эти слова. И когда человек слышит: «Спасибо, порадовал», - ему становится очень сложно сходу понять: его действительно благодарят или над ним точно так же насмехаются? Увы, обычно привычка срабатывает быстрее. Как говорит Эрик Берн, человека будто отбрасывает в прошлое, словно на резиновой ленте. И вот он уже не взрослый человек, способный рассуждать и анализировать сказанное ему, а ребёнок, выдающий ровно такую же реакцию, которую от него ждала мама (попробовал бы он тогда ей сказать: «Да пожалуйста, на здоровье, могу повторить»!).
И помня о такой особенности психики, я задаю себе вопрос: «Что хотел сказать автор? Хотел ли он меня оскорбить и унизить? А может, вовсе и не меня? А может, не оскорбить, а смотивировать? А может...» Вариантов - великое множество.
Когда я выкладываю какие-то цитаты, я их выкладываю потому, что они чем-то зацепили именно меня. Какой-то параллелью с моей собственной жизнью. Напомнили мне меня саму (и дали возможность посмотреть на себя со стороны) или кого-то знакомого мне. Или максимально точно сформулировали то, что я сама интуитивно чувствовала, но не могла вербализовать. Или эти слова я могу как-то использовать в дальнейшем (к примеру, раскрыть в художественном тексте или вложить эту идею в уста одного из героев, не обязательно положительного).
То есть то, что цитирую я, - это так или иначе
про меня. И естественно, что другой человек не может заглянуть ко мне в голову, не может увидеть в ней цепочку ассоциаций, возникших на эти слова.
Но у него при этом возникают собственные ассоциации. На основе его опыта, который никак не может быть таким же, как у меня. Те же самые слова затрагивают совершенно другие струны его души. А значит, и звучание этих струн будет совсем иным. У меня - мажорная песенка, у него - похоронный марш.
А ещё есть такая штука как контекст. Когда я читаю книгу, я вижу весь текст целиком. Я понимаю, что вот этот пример, эта иллюстрация - она для конкретного результата, которого автор хотел своим текстом достичь. И вот это-то и главное: а чего он хотел?
Далеко ходить не буду, возьму ту же саму книгу.
читать дальшеЕще один вариант навязывания цели. Как может государство «заставить» библиотекаря работать целый месяц за 50 долларов? Очень просто. Во-первых, всегда найдутся люди, которые ценят себя очень низко. Во-вторых, можно создать вуз, где будут обучать библиотекарскому делу. А в-третьих, когда провинциальные девушки, ставшие библиотекарями, пять лет настраивались на работу в библиотеке, никто из них не думал о том, как прожить на 50 долларов. Даже те, кто думали, говорили себе, что зарплату, наверное, повысят. Запомните, что неудачники и люди зависимые предпочитают, чтобы ответственность за их жизнь взял на себя кто-то другой. Это может быть работодатель, государство или университет. Они считают, что жизнь обязана подарить им хорошую работу. Шиш! Никаких подарков за душевную лень, слепоту и безответственность. Только 50 долларов и синие чулки вокруг, среди каталогов.
А вот здесь могло бы быть обидно за знакомых библиотекарей! Они же прекрасные люди, всей душой вкладывающиеся в работу! Как так можно говорить про тех, кто ради годового отчёта на работе задерживается до полчетвёртого утра! Кто в собственные выходные приходит на работу, потому что душа просит! Кто дома вечерами то презентацию сочиняет, то ролик для Ютуба записывает...
Могло бы, да. Но не обидно. Потому что я понимаю, что в данном отрывке речь не о них. Не о всех библиотекарях только потому, что они библиотекари. «Они считают, что жизнь обязана подарить им хорошую работу» - вот это про кого! Про тех, кто своей работой недоволен и считает, что кто-то извне должен ситуацию изменить! Им не нравится их доход, но они ничего не делают, чтобы было иначе! Про тех, кто ищет оправдания, но не ищет возможностей!
Я и такого библиотекаря тоже знала. Которая, проработав в библиотеке 4 года, была этим крайне недовольна. Так кто ж тебя, спрашивается, 4 года держал на одном месте?! Цепью к батарее приковали что ли?..
А вот что дальше пишет автор книги (выделение моё):
Вы должны понять, что я не работу библиотекаря здесь хаю, а безответственный подход к своему собственному будущему. Мало кто отдает себе отчет в том, что зарплата библиотекаря будет расти куда медленнее, чем инфляция. Но это бы еще ничего.
Я понимаю, если бы какая-то девушка спала и видела, как она с улыбкой встречает читателей в зале, с радостью кидается к ним навстречу, резво наводит порядок в картотеке, с любовью расставляет книги по полкам, а вопрос оплаты для нее вторичен. Для нее важнее то, что в свободное время она может читать книги на работе. Но таких, которые идут работать по избранию, единицы. Остальные хмуры, нелюбезны, невеселы, с угрюмыми лицами. Они нехотя отвечают на вопросы посетителей:
— Посмотрите повнимательнее у окна на третьей полке сверху...
А если вы осмелитесь выразить недовольство таким обращением, то вам объяснят, что им за это не платят столько, чтобы они по полкам лазали. Вот такие библиотекари и проиграли свою собственную жизнь, сделав пассивный, подсказанный выбор. Навязанный выбор.
Что, собственно, полностью подтверждает мои собственные выводы. Кстати, надо будет как-нибудь до библиотеки дойти, у меня ещё три полки книг там не разобраны. И нет, это не моя обязанность ни разу. Просто мне так захотелось. И это мой выбор, который я полностью осознаю. И уж точно и в мыслях не будет предъявлять кому-то претензии.
Или вот та самая цитата, которую я приводила:
Итак, люди «Ж» — это интеллектуальные пустышки, кичащиеся своей псевдоразвитостью. Они интересуются науками, искусством и литературой. Ах!! Им ведь надо подпитывать свой снобизм и иметь доказательства своей избранности. Думаете, я утрирую? Конечно, я преуменьшаю, потому что в жизни все гораздо круче. Я знаю не одну такую Юлю, которая закончила аспирантуру по логистике ради того, чтобы остаться при университете. Конечно, ведь без него она не чувствует своей значимости, и это очень тонкий психологический момент. Вдумайтесь в эти слова: при университете... как будто собака какая-то. Преподаватель она средний, если не сказать бездарный; повторяет теперь вызубренные главы и страшно довольна тем, что ей доверили принимать зачеты. Это ведь власть, товарищи! Она же теперь судьбы вершит!
Таких «Юль» из вышеприведённой цитаты я тоже знала. Им было всё равно, что там усвоят из их предмета, но очень важно было гордиться своим статусом преподавателя. Обидно ли мне за них? Тоже ничуть, потому что (я про резкие слова в цитате) так им и надо! Мне бы не хотелось оказаться такой студенткой, которую учат кое-как и наплевательски , потому что преподавателю важно не учить, а быть «при кафедре».
А вот и другая цитата (выделение тоже моё):
Их снобизм специфичен и носит название университетского. Они считают себя выше других лишь потому, что принадлежат к структуре, которая, как они говорят, котируется. Только и всего! Как заведенные куклы, они произносят на защите своих никому не нужных диссертаций:
— Уважаемые члены государственной комиссии!..
Им кажется, что если их признали «уважаемые члены», то сами они тоже достойны уважения. Многие из них ощущают каким-то шестым чувством, что не реализовали свой потенциал и играют в чьей-то системе ту роль, которую без труда могла бы играть любая подобная им серость. Что ж, остается прикрываться диссертациями, разрядами и, в конце концов, некрологами, написанными кем-то по обязанности и вывешенными на пару дней на стену университета при входе, над вертушкой вахтера. Нас, мол, покинул такой-то многоуважаемый член... Ничего, многие выстроятся на его место из тех, кто хочет остаться при кафедре. Они будут читать отвлеченный от жизни курс с чуть большим или чуть меньшим занудством вместо него.
Я говорю не о том, что не нужны университеты, а о том, что если вас понесло туда, чтобы поиметь приписку «кандидат» на визитке, то система университета на всю катушку поимеет вас. И поделом вам.
Про всех ли это было преподавателей? Нет, далеко не про всех. Я и сама преподавала в институте, но при этом мне нисколько не обидно. Потому что какой-то особой «крутости» от слов «преподаватель ВУЗа» я не чувствовала. Работа как работа. И студенты - они как дети. И мне важно было не просто им выдать материал, а научить в этом материале свободно ориентироваться, рассуждать, находить какие-то свои, более оптимальные способы. Мне важно было так объяснить тему, чтобы она запоминалась как бы сама собой и не пришлось что-то зубрить к зачёту. Чтобы не было желания «сдать и забыть», а хотелось и помнить, и использовать в дальнейшей жизни.
Я работала успешно, и администрация была бы рада, если бы работала и дальше. Но когда я поняла, что на этом рабочем месте я уже сделала всё, что могла и хотела, что выложилась по полной, написала все программы, разработала все занятия и мне дальше уже неинтересно, - я ушла. В день увольнения отнесла методисту два написанных мной пособия, запланированные на следующий учебный год (конечно, мне за них не заплатили, но ведь не пропадать же добру). Да, для института то, что я делала, было хорошо. И для студентов, надеюсь, тоже. А в моём собственном развитии я достигла потолка. И чтобы двигаться дальше, надо было уйти туда, где, образно говоря, не было «крыши над головой» - создающей комфорт, но в то же время и ограничивающей. Я это поняла - и я ушла, о чём нисколько не жалею. Но и о том, что в моей жизни были эти восемь лет преподавания, тоже не жалею нисколько.
А ещё в книге есть и совершенно противоположные примеры - тех, кто действительно увлечён своим делом. Например:
Наша преподавательница по патологической анатомии производила впечатление некрофилки: она искренне радовалась тому, как ей привычно и легко в морге. «Как дома!» — говорила она, а видя раздувшееся тело, сладострастно приговаривала: «Как все запущено! Кто хочет быть первым сегодня?» — имея в виду вскрытие для определения причины смерти. «Не все же такие!» — скажете вы. Ну что же, и книга моя не для всех, а только для тех, кто уже задыхается от затянувшихся похорон своего потенциала.
Почему же я не привела и остальные цитаты? Просто потому, что они меня не зацепили. Лично меня. Или в моём окружении не нашлось человека, с которым хотелось бы этими цитатами поделиться. Я прочитала, я поняла, о чём это, но это далеко не те цитаты, которые я бы хотела сохранить себе на память.