«Надо мной издеваются одноклассники. Помогите!» – вот одна из самых животрепещущих тем на подростковых форумах. Мы спросили у психолога с многолетним опытом Леси Ковальчук, как предотвратить издевательства (буллинг) и что делать, если они уже имеют место.
читать дальшеЛеся, скажите, к вам часто обращаются за помощью родители детей или дети, которых обижают в школе?
В основном обращаются уже постфактум – когда ребенок получил серьезную психологическую травму, когда эмоциональный стресс негативно повлиял на физическое здоровье, начались головные боли, депрессия и т. д. И таких детей очень много! Конечно, лучше позже, чем никогда. Но многих последствий можно было бы избежать, если бы родители оказали ребенку помощь своевременно, а не когда все уже случилось.
Как родители могут понять, что над ребенком издеваются, если он сам в этом не признается?
Это зависит от формы буллинга. Так это явление теперь называют, заимствуя термин из английского языка (bully – хулиган, задира, грубиян). Издевательства условно можно разделить на 3 категории: физические (избиение, толкание), вербальные (словесные оскорбления и унижения) и эмоциональные (манипуляция чувствами, сплетни, исключение из общих игр, бойкот). Если вы заметили у ребенка синяки, царапины, пропажу вещей или их порчу, ни в коем случае не оставляйте этот факт без внимания. Но и не слишком давите, ведь избиение, как правило, очень унизительно для ребенка, он считает это чем-то постыдным и вряд ли станет сходу делиться переживаниями. Обращайте внимание на изменения в поведении: ребенок стал замкнутым, угрюмым, напряженным, апатичным или, наоборот, легко возбудимым и раздражительным. Позже могут присоединиться и психосоматические нарушения (бессонница, понос, энурез, обмороки, боли в области сердца и головные боли). Однозначно тревожный звонок – ребенок не хочет идти в школу, делает заявления типа: «Больше я туда не пойду!».
Почему одни дети становятся жертвами, а другие нет?
Жертвами чаще всего становятся дети, которые переживают домашнее насилие либо являются свидетелями такового. Причем, это не обязательно избиение или физические наказания. У меня были случаи, когда ребенок-жертва вырастал в семье, где было неуважительное отношение, например, к бабушке. Также риск быть обиженным возрастает у ребенка, к которому предъявляют завышенные требования, запугивают, ругают за плохие оценки и всячески культивируют комплекс неполноценности. Когда он приходит в школу, на нем будто надет панцирь жертвы, и другие дети это бессознательно чувствуют.
То есть, по сути, он их сам провоцирует?
В некотором смысле да. Психологи называют это термином «виктимное поведение» – от английского слова victim – «жертва». Виктимное поведение чаще выказывают дети, которым в семье не хватает заботы и внимания, либо те, которых, наоборот, слишком сильно баловали. Из-за гиперопеки они могли не развить нужный уровень социальной адаптации. Статистика показывает, что чаще это дети, которые не посещали детские сады. Так что если по каким-то причинам вы не хотите отдавать малыша в детский садик, то позаботьтесь, чтобы он хотя бы раз в неделю проводил время в детском коллективе (на игровой площадке, в спортивном или творческом кружке). И, конечно, самому большому риску подвергаются дети с внешними или умственными недостатками (полнота, носит очки, торчат уши, очень слабая успеваемость по предметам, заниженная самооценка).
Как можно защитить такого ребенка?
Чтобы ребенок не попал в зону риска, ему нужна ваша поддержка. Всегда интересуйтесь его делами, спрашивайте, как прошел день, причем требуйте от ребенка конкретики, а не общих фраз типа: «все хорошо». Попросите классного руководителя присматривать за ним, но так, чтобы сам ребенок об этом не знал.
А что делать, если над ребенком уже издеваются?
В первую очередь, научите его правильно реагировать на выпады сверстников. На мой взгляд, самым правильным в такой ситуации будет холодное игнорирование и смена привычного поведения. Научите ребенка не показывать агрессору страх, не давать те эмоции, ради которых все это устраивается, помогите найти способ расслабиться в момент наивысшего напряжения. Обычно ребенок в ответ на обиды убегает или начинает кричать и плакать. Этот поведенческий стереотип можно и нужно сменить. Например, вместо плача ребенок может громко засмеяться или проявить самообладание. Также помогает все, что способствует повышению самооценки ребенка – занятия, в которых он может быть успешным (спорт, творчество и т. д.). В этом вопросе все очень индивидуально и зависит как от склада характера ребенка, так и от обстоятельств, при которых он подвергается издевательствам. Важно объяснить такому ребенку, что он может без стыда говорить о своих чувствах с вами и попытаться донести мысль, что ни к чему в этом мире нельзя относиться слишком серьезно. Ключевое слово тут – «слишком».
Стоит ли идти в школу и разбираться с обидчиками лично?
Это зависит от степени ущерба, который наносят обидчики ребенку и того внутреннего ресурса, которым он располагает. Если речь идет об избиении, то пообщаться минимум с учителем нужно обязательно, но если вы видите, что ваш ребенок может защитить себя сам, то помогите ему, но не делайте этого вместо него.
Давайте посмотрим на проблемы с другой стороны баррикад. По каким причинам некоторые дети начинают серьезно обижать других?
Не поверите, но по тем же причинам, из-за которых эти другие становятся жертвами – недостаток внимания, отверженность, комплекс неполноценности. Только жертва направляет негативную энергию внутрь себя, а агрессор – во внешний мир. Ребенка-агрессора также необходимо научить расслабляться, осознавать свои эмоции и говорить о своих чувствах вслух. Попытайтесь направить его энергию в более мирное русло. Если это не получается, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу.
И помните, дорогие родители, что ребенок, который получает достаточно родительской любви, заботы и внимания, имеет наименьшие шансы стать жертвой издевательств либо их инициатором.
Мнение учителя с многолетним стажем:
«Я уже 29 лет работаю в школе, преподаю украинский язык и литературу детям с 5-го по 11-й классы, – говорит Светлана Николаевна, учитель одной из украинских школ. – Мои личные наблюдения подтверждают мнение психологов – ребенок-изгой есть в каждом коллективе. В сентябре мне доверили классное руководство в 5-м классе. Через пару недель я уже точно знала, каких детей в классе обижают. Кстати, их по поведению можно разделить на два типа. Одни – молчаливые, неразговорчивые, плохо идут на контакт, а другие, наоборот, – агрессивные, громкие, на любое замечание дают сильную эмоциональную реакцию, чуть что, бросаются в слезы.
Я заметила, что причины издевательств в разном возрасте отличаются. В младшем возрасте – это в основном физические недостатки (полнота, заикание, ношение очков), в старшем – отставание в учебе, неуспех у противоположного пола, отставание в росте или физическом развитии. Например, в 8-м классе у меня есть мальчик, которого дети не любят за излишнюю потливость, а в 5-м – девочка, вроде бы неглупая, но с очень амбициозной бабушкой, которая требует от девочки, чтобы та была во всем лучшей. А до первой отличницы и красавицы класса девочка все же не дотягивает. В итоге, реагирует на критику и замечания сверстников крайне болезненно.
Я уверена, что на 95% психологическая атмосфера в классе зависит от учителя. Педагог может и должен пресекать издевательства! Что я для этого делаю? Во-первых, не даю другим детям лишний раз повод издеваться над слабым. Если нужно поругать или заставить переписать какое-то задание ребенка-изгоя, я говорю это ему лично на перемене, а не при всех. Когда его нет в классе, провожу беседу с остальными детьми. Удивитесь, но помогает сказка «Гадкий утенок». Объясняю, что если он сейчас не такой худой или не такой красивый, как другие, это не значит, что он таким и останется. Кроме того, это не дает никому право над ним издеваться. Во-вторых, стараюсь давать слабым детям посильные задания и поручения, чтобы был дополнительный повод их похвалить.
Очень хорошо на всех детей действует юмор и объяснения в игровой форме. Например, мои пятиклашки, когда только пришли, имели дурную привычку, чуть что, пинать друг друга ногами. Я в шутливой форме приказала им – не поднимать ноги выше 10 см, а не то буду наказывать. И хотя это было подано в форме шутки, такая игра сработала!
Ну и самое главное – учитель ни в коем случае не должен эмоционально вовлекаться в жалобы детей на ребенка-изгоя. Они будут приходить и говорить, что он толстый, что от него плохо пахнет, или он не так хорошо одевается, ведет себя грубо, ругается. В такие моменты педагог должен найти слова, чтобы в какой-то степени оправдать ребенка, даже если он не прав. При таком подходе со временем все дети выравниваются, коллектив сплачивается, и никто никого больше не обижает».
Вопрос: ?
1. ! | 0 | (0%) | |
Всего: | 0 |
@темы: Возрастная психология, Психология общения, Педагогическая психология