По заявке от
Petite ChloeПрофориентация: подводные камни выбора
Про профориентацию сказано много – о том, что выбирать профессию нужно «по душе», а не по престижности или доходности; о том, что надо слушать в первую очередь себя… Я добавлю: не просто слушать, но и правильно при этом слышать. И сегодня хочу рассказать о том, какие ошибки можно совершить, если неправильно интерпретировать то, что подсказывают душа и сердце.
Первая ловушка подстерегает человека, выбирающего жизненный путь, когда он слепо доверяется мнению родителей и других старших родственников, не пытаясь понять, какими причинами продиктованы те или иные их пожелания. Например, дочь мечтает стать художницей, а родители твердят: «Гроши получать? А жить ты на что будешь? Мы тебя на старости лет на свою пенсию прокормить не сможем. Вот хорошая профессия – бухгалтер-экономист: денежная, престижная». Как повести себя дочери? Обычно выбирают из двух вариантов поведения: первый – согласиться с доводами родителей и выбрать престижное, но нелюбимое занятие; второй – наперекор всем стать художником, а спустя лет 20 с горечью понимать, что родители, оказывается, были правы: кушать-то всё равно хочется.
читать дальшеНо есть ещё третий вариант – так называемая «золотая середина». Прислушаться к мнению родителей и попытаться понять: какую мысль они хотели донести, говоря о профессии бухгалтера? Вероятно, это забота о том, чтобы профессия давала постоянный источник дохода. И грамотно заданный самому себе вопрос выглядит примерно так: «Как я могу, имея ту специальность, которая нравится мне, зарабатывать достаточно, чтобы обеспечивать все свои нужды?» При желании способов можно найти массу! Тот же художник может успешно работать в области рекламы, к примеру.
И тут возникает вторая ловушка: молодым людям, только выбирающим свой жизненный путь, а в особенности людям творческого склада кажется, что работа их мечты должна быть чем-то вроде хобби, но за которое при этом ещё и деньги платят. Да, своим хобби вполне можно зарабатывать, и неплохо. Но необходимо помнить о том, что в этом случае средства к существованию будут напрямую зависеть от уровня вдохновения: есть оно – есть доход, нет вдохновения – сидишь и сосёшь лапу.
И как ни парадоксально, но любое хобби теряет львиную долю своей привлекательности ровно в тот момент, когда оно становится работой. Хобби касалось только тебя. Работа связывает тебя с другими людьми, перед которыми появляются соответствующие обязательства. Творить «для души» можно сколь угодно долго, оттачивая каждую деталь или откладывая процесс, когда настроение начинает сказываться на результатах. Когда та же самая деятельность оказывается работой – подобную роскошь ты уже не можешь себе позволить с такой же лёгкостью.
Как бывший фрилансер, скажу, что иногда приходится отказываться от работы, которая не совместима с твоими моральными принципами. Но также крайне редко мне попадались заказы, работа над которыми становится настоящим творчеством, со-авторством, а не точным выполнением требований заказчика, исключающим всякую инициативу с твоей стороны. Основная причина – в том, что львиная доля заказов связана с бизнесом, рекламой, производством – иными словами, всем тем, что приносит деньги, а как творческий человек я от этого бесконечно далека.
Но были и свои плюсы: когда я неожиданно осталась без работы, именно навыки, полученные мной в хобби, стали меня в буквальном смысле слова кормить – и по сей день остаются приятным дополнением к основному источнику дохода.
Разумеется, не стоит только по этой причине отказываться от работы, где ты можешь применить свои полученные в области хобби знания и умения. Ошибка не в этом – а в том, что наши ожидания от работы могут оказаться неоправданно завышенными и сравниваться с требованиями, предъявляемыми к хобби.
Но, допустим, первые два этапа были успешно пройдены – и родители согласны с выбором чада, и уже-почти-абитуриент понимает, что процесс достижения мечты не всегда лёгок и весел. Он твёрдо знает: вот она, профессия мечты, именно та, которую хочет он, а не кто-то другой…
А третья, самая коварная ловушка, заключается как раз в том, что «он хочет» далеко не всегда означает «это лучшее, где он может реализовать свои способности». Более того: часто именно в том, что хочется подростку, находится его самое уязвимое место.
Соционика выделяет в психике человека восемь функций. На схеме они обычно представляются так:
Подробнее о том, что это за функции и что они из себя представляют, можно почитать на специализированных ресурсах. Нас же интересует такой любопытный феномен: оказывается, в разные периоды своей жизни человек наиболее ярко проявляет функции, соответствующие разным блокам. Точнее – проявление идёт по восходящей: до трёх лет это блок ИД, с трёх до семи – СУПЕРИД, а вот в период от 14 лет до 21 года, то есть как раз в тот период жизни, когда решается главный вопрос – «Кем быть?», главенствует СУПЕРЭГО. И лишь с 21 года начинают проявляться основные функции ТИМа (типа информационного метаболизма) – базовая и творческая, входящие в блок ЭГО: ведущие функции, в которых человек наиболее силен.
А что же подросток? Блок СУПЕРЭГО – это блок обратной связи с обществом, с внешним миром. Именно в подростковом возрасте человек осознаёт тот факт, что следует считаться с мнением общества и соответствовать его требованиям. И подросток хочет быть таким, о каком ему говорят функции в блоке СУПЕРЭГО. Отношения «суперэго» (отношения с человеком, функции блока ЭГО которого такие же, как у тебя в СУПЕРЭГО) – это отношения восхищения. На такого человека смотрят как на идеал, ему стремятся подражать.
Но вопрос: насколько такое подражание осуществимо?.. Увы, ответ не радует. Третья функция – ролевая, она проявляется в новой обстановке, если происходит что-то неожиданное и т. д. Четвёртая же функция – болевая. Это вообще самое слабое место человека, источник всяческих комплексов и всего того, что мешает развитию личности.
А теперь представим, что будет, если в выборе профессии человек будет руководствоваться своим блоком СУПЕРЭГО. Представили? Да-да, именно так. Для обычной жизни постоянное состояние «повышенной боевой готовности» вряд ли полезно, да и порядком изматывает. А ждать от человека, что постоянное наступание на больную мозоль приведёт к успешности – верный способ превратить его в невротика.
Что же можно посоветовать тем, кто стоит на пороге выбора своего жизненного предназначения? Прежде всего – проделать небольшой тест: представить себя в будущем на рабочем месте, и главное – в рабочем процессе. Не солидным врачом в белом халате, гордо идущем по коридору, а во время операции, на вскрытии, при осмотре лежачего больного или капризной старушки. Не крутым бизнесменом на шикарной машине, а человеком постоянно на телефоне, договаривающимся о поставках и проверках, несущем ответственность за стабильность предприятия перед наемными работниками. Бухгалтером, но не покупающим жене норковую шубу, а часами заполняющим столбцы цифрами, когда цена невнимательности – возможно, что и уголовная ответственность. Иными словами – «Один день из жизни…». Рабочий день. Самая что ни на есть настоящая рутина. И если именно этот обычный рабочий процесс вам нравится, затягивает и завораживает – велика вероятность того, что вы на правильном пути.
Полезно почитать:
Е. Мокрецова. Выбор профессии как результат осознания своего типа.
Эглит И.М. Искажения ТИМа.
Немного про соционику - если что, по социотипу Есенин с подтипом Бальзака, но мне сказали, что так не бывает, потому что ТИМ бывает только один. А у тебя читаю про искажения ТИМа - может, это оно и есть. А вчера мне подруга заявила, что и Есениным я быть не могу, потому что они более скрытные и ранимые. Я сказала, "значит броню отрастила". Подруга возразила, что они (Есениниы) так не могут. Каждый остался при своем мнении, но я удивилась.
И немножко про типологию Княжны (я знаю, что ты ее не любишь, но внезапно вылезло интересное) - при попытке сделать тест на акцентуации получилось, что у меня какой-то нереальный уровень тревожности (90 по шкале F), но вроде оттипировалась (или скорее, согласилась с результатам, потому что наелась всякими типированиями) в Повелителя Иллюзий с подтипом Василиска (опять подтипы, что ж ты будешь делать!), а по ходу в сообществе Василисков мне попалась любопытная информация, подумав над которой, я сообразила, откуда у меня уровень тревожности, а если приписать психосоматику... (на этом этапе разговор может стать слишком личным и про все это продолжать лучше в умылах, чего мне очень бы хотелось). Вот, посмотри: aderyn-glas.diary.ru/p205543325.htm Особенно любопытно то, что под катом. В общем, не знаю, как там с типологией в принципе, но раз она наводит на полезные мысли - значит, она зачем-то нужна
Не знаю, нужно ли было красить оффтопом про типологии, но раз это есть в основном посте - то зачем?
по социотипу Есенин с подтипом Бальзака, но мне сказали, что так не бывает, потому что ТИМ бывает только один. А у тебя читаю про искажения ТИМа - может, это оно и есть.
Алафиэль, объективно - так действительно не бывает. ТИМ - это врождённое и в течение жизни не меняется. Загвоздка в том, что ТИМ определяется по проявлениям - а вот в этих проявлениях как раз могут быть искажения - начиная от возрастных особенностей, когда на первое место вылезают функции нижних блоков, и заканчивая привычками, связанными с подражанием взрослым или так называемой "маской" - социально одобряемым поведением. Подробнее можно почитать вот здесь: Алгоритм процесса обработки информации: ТИМное и личностное (и вообще очень хорошо показано, что такое ТИМ и с чем его едят). Идеальным типированием была бы проверка на приборах - как там информация в голове бегает. Но такого пока не изобрели, увы.
У Есенина с Бальзаком - целых 4 общих функции: базовая интуиция времени, ролевая сенсорика ощущений, суггестивная волевая сенсорика и ограничительная интуиция возможностей. Легко перепутать! Надо смотреть по тем функциям, где есть разница. Ну и по отношениям: у Есенина суперэго - это Габен, у Бальзака - Дюма. Разве что "застревание" произошло на ещё более ранних стадиях...
А каким образом типировалась? Кстати, неплохой способ уточнить ТИМ - сравнивая свои отношения с точно протипированными людьми.
вчера мне подруга заявила, что и Есениным я быть не могу, потому что они более скрытные и ранимые.
Ох... Наверно, надо писать ещё статью - про соционику как направление науки и соционику как фандом... А я ещё застала те времена, когда к психологии было примерно такое же отношение.
Ссылку я посмотрела, но мало что из неё поняла. Всё-таки нужно для начала уложить в голове систему, чтобы можно было делать какие-то выводы. Не то что я не люблю типологию Княжны - я в ней просто не разбираюсь и как-то не горю желанием разбираться. Может быть, потом, со временем, а пока есть более важные занятия.