Простое руководство по работе с гуашью Меня спросили в группе, нету ли какого-то простого руководства по работе с гуашевыми красками. Чем искать, я лучше сама напишу, совсем простое и короткое. А то вон говорят, что с акварелью работать легче, чем с гуашью! Это с акварелью-то, которая самый капризный материал из того, с чем мы обычно имеем дело.
Сначала пару слов про логику работы с материалом. У каждого вида красок есть особенности, которые нужно учитывать, чтобы получать хорошие результаты. Есть вещи, которые определенными красками делать очень легко, и есть вещи, которые ими делать почти невозможно. В идеале гуашь - это кроющая матовая краска! Что нам дает эта информация?
Гуашью легко создавать плотные, вполне равномерные цветовые блоки, она хорошо перекрывает предыдущий слой, дает фактуру мазка, имеет не очень большой диапазон доступного тона - с матовыми красками всегда так, тонкие тональные отношения в темном они передают плохо. Соответственно, гуашью нельзя делать лессировку, добиваться наложения прозрачных слоев, как в акварели, и создавать сияющие темные, которые позволяет вводить то же масло. Красочный слой гуаши должен быть плотным и однородным, тонкости оставьте для других материалов.
А теперь простые правила работы с гуашью:
1. Гуашь должна быть свежей.
То есть по консистенции напоминать густую сметану. Если ваша гуашь засохла, она не подходит для работы.
Вода при работе с гуашью используется только для того, чтобы промыть кисти. Ну может самую капельку можно ввести, если краска слишком тягучая и плотная. Но помните, что гуашью правильной консистенции можно и нужно работать вообще без воды!
3. Краска наносится плотно.
Если под слоем краски просвечивает бумага, то красочный слой недостаточно плотный. Да, есть всякие хитрости на более продвинутом уровне владения материалом, в которых используют просвечивающие подмалевки. Но если вы учитесь, сначала постарайтесь добиться плотности. У вас же не акварель.
4. Белила в основе смесей.
Многие жалуются, что часть красок в банках по своей природе не обладает нужной плотностью. Например, в недорогих красках желтые и красные часто дают полупрозрачный мазок. Как добиться правильной фактуры с такими красками? Взять за основу для всех смесей белила. Это поможет и в достижении цветовой однородности работы. Смеси на белилах достаточно плотные, а цвет становится деликатнее и лучше сочетается с остальными. А брать чистые цвета из баночек в живописи вообще не рекомендуется.
5. Нужно тщательно промешивать краски.
И вот как это - все замешивать на белилах? Будет же разбел, о ужас. То есть будет видно, что вот тут в краске белила, а в других местах такого нет. Часто люди, которые в первый раз видят гуашь, начинают работать с ней примерно так: средний тон пишут чем-то, намешанным из цветных банок, свет пишут с белилами, тени с черным. Естественно, ничего хорошего из этого не получается. Ребята, разбела не будет, если тщательно промешивать краску, и замешивать на белилах все, а не только света.
6. Не использовать черный.
Черный лучше выкинуть, в гуаши он бесполезен. Почему черный бесполезен? Потому что гуашь светлеет, у нее маленький диапазон доступного тона. Используя чистый черный, вы рискуете создать вырванное из контекста темное пятно, которое все равно не будет действительно темным. Лучше смешивайте темный из цветных красок.
7. Ограничить количество используемых красок.
Имеет смысл сократить количество красок, которые вы используете. Для обучения вам редко нужно больше, чем по два желтых, красных и синих разной температуры и белила. Основные правила смешивания красок в гуаши вполне работают: из синего и желтого получится зеленый, и так далее. Готовый зеленый в баночке не имеет отношения к вашим желтым и синим, он чужероден им. Смешанный вручную - наоборот. Это хорошо для колорита работы.
8. Стоит помнить о химическом происхождении красок.
Осторожно смешивайте краски разного происхождения, то есть минеральные и органические краски. В недорогих художественных материалах смеси из красок разного химического происхождения могут давать грязь. Я бы предложила начать работать на минеральных: это разнообразные кадмии, краплаки, лазури, кобальты и т.д.
9. Работать от пятна удобно.
Если вы начинаете учиться, то попробуйте на начальном этапе работы полностью закрыть красочным слоем всю бумагу: большими пятнами, очень примерно, не прорабатывая детали. Вот тут синее темное пятно, это будет драпировка. Вот тут голубое - это кружка. Вот тут желтое - это лимон. Деталями займетесь потом, а пока просто избавьтесь от незакрашенных участков. Так намного легче работать с цветовым пространством и с плотностью материала.
10. Лучше использовать плотную бумагу и подходящие кисти.
Выбирайте достаточно плотную гладкую бумагу. Чертежный гознак 200 грамм обычно подходит, но можно и плотнее, и лучше. Кисти лучше взять умеренно жесткие, упругие. Белка гуашь не выдерживает, она слишком рыхлая. Щетина подходит не для любой фактуры. Синтетика и колонок обычно то, что надо. В наборе лучше иметь несколько кистей разного размера и происхождения: например, большие щетины для начального этапа работы, синтетики для среднего, тонкие колонки для деталей.
Хорошая инструкция. С одним только дополнением - засохшие краски можно развести водой, налив ее в баночку и подождав пару дней. Если краски не совсем старые, то ничего, если совсем, то толстый красочный слой не получится, будет сыпаться. А черный тоже можно смешать с белым (и коричневым) и использовать только тонкими мазками по краю, где должно быть совсем темно, и границы такого мазка тщательно размыть.
Сьюзен., по-хорошему надо засохшую краску растолочь до состояния порошка, а затем разбавлять водой. И потом перемешать тщательно до однородности. Ну я сколько гуашью рисовала - не помню, чтобы как-то чёрного избегала. И никто нам не запрещал. Помню только, велели из акварели фиолетовую краску выбросить. А для гризайли чёрный с белым - так вообще самое оно.
Ну я сколько гуашью рисовала - не помню, чтобы как-то чёрного избегала. И никто нам не запрещал. Помню только, велели из акварели фиолетовую краску выбросить.
А для гризайли чёрный с белым - так вообще самое оно.
Гризайль