Возникла вот тут дискуссия о причинах детской безграмотности. И вот что я как педагог думаю о "развивающей" системе Эльконина.
Безграмотность детей при обучение фонематическим методом - это косяк именно системы обучения! Будь учитель хоть золотой, но если детей с первого класса учат читать транскрипцию - плакала их зрительная память горючими слезами...
Ну вот какой ребёнок сможет нормально заниматься по таким учебникам?
![](http://static.diary.ru/userdir/1/3/4/2/134213/thumb/85753379.jpg)
Отвечу: только тот, кто задолго до школы уже научился бегло читать и чья зрительная память уже надёжно зафиксировала образ слова. Собственно, изначально программа и была рассчитана именно на таких детей: которые шли в школу, уже умея читать и писать (хотя бы печатными буквами), и которым на уроках по традиционной системе было бы просто скучно. Но сейчас ситуация изменилась, дети с малых лет привыкли усваивать информацию в виде видеоряда с планшета, навык чтения очень слаб. Ситуация изменилась - но вместо того чтобы изменить программу, стали детей подтягивать до программы, которая изначально для таких как они и не предназначалась вовсе.
Вот хорошее видео на эту тему:
И в текстовом виде та же мысль: uti-puti.com.ua/view_articles.php?id=22
«Педагоги, логопеды, психологи убеждают родителей, что грамотное письмо невозможно, если до школы не сформировать у ребенка фонематический слух. И приводят в подтверждение своих слов неграмотность современных школьников.
Однако любой педагог, логопед, психолог может прийти в школу, где обучаются глухонемые дети. (Я в такой школе работала 4 года.) У глухонемых детей вообще нет никакого слуха, не только фонематического, тем не менее, большинство из них пишет грамотно. Работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано. Следовательно, без фонематического слуха вполне можно обойтись и при обучении чтению, и при обучении грамотному письму. Естественно, глухонемых детей учат зрительным, буквенным методом и достигают с его помощью высоких положительных результатов».
Безграмотность детей при обучение фонематическим методом - это косяк именно системы обучения! Будь учитель хоть золотой, но если детей с первого класса учат читать транскрипцию - плакала их зрительная память горючими слезами...
Ну вот какой ребёнок сможет нормально заниматься по таким учебникам?
![](http://static.diary.ru/userdir/1/3/4/2/134213/thumb/85753374.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/3/4/2/134213/thumb/85753375.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/3/4/2/134213/thumb/85753377.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/3/4/2/134213/thumb/85753379.jpg)
Отвечу: только тот, кто задолго до школы уже научился бегло читать и чья зрительная память уже надёжно зафиксировала образ слова. Собственно, изначально программа и была рассчитана именно на таких детей: которые шли в школу, уже умея читать и писать (хотя бы печатными буквами), и которым на уроках по традиционной системе было бы просто скучно. Но сейчас ситуация изменилась, дети с малых лет привыкли усваивать информацию в виде видеоряда с планшета, навык чтения очень слаб. Ситуация изменилась - но вместо того чтобы изменить программу, стали детей подтягивать до программы, которая изначально для таких как они и не предназначалась вовсе.
Вот хорошее видео на эту тему:
И в текстовом виде та же мысль: uti-puti.com.ua/view_articles.php?id=22
«Педагоги, логопеды, психологи убеждают родителей, что грамотное письмо невозможно, если до школы не сформировать у ребенка фонематический слух. И приводят в подтверждение своих слов неграмотность современных школьников.
Однако любой педагог, логопед, психолог может прийти в школу, где обучаются глухонемые дети. (Я в такой школе работала 4 года.) У глухонемых детей вообще нет никакого слуха, не только фонематического, тем не менее, большинство из них пишет грамотно. Работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано. Следовательно, без фонематического слуха вполне можно обойтись и при обучении чтению, и при обучении грамотному письму. Естественно, глухонемых детей учат зрительным, буквенным методом и достигают с его помощью высоких положительных результатов».
У меня в начальной школе был Давыдов. Так и не поняла, в чём он заключается (однажды гуглила, нашла научные методические описания, которые не было читать ни времени, ни сил... Хотелось бы какую-нибудь ёмкую справку, общие характеристики). Но головной боли нам доставил... Математику брать даже не стали, только русский. Транскрипции, кажется, тоже были - для них отдельную тетрадь в клетку заводили - хотя такого трэша не припомню. Зато зачем-то заставляли писать "с дырками", пропускать буквы. А у меня был хороший уровень интуитивной грамотности, я и так откуда-то знала, как писать. Не понимала, зачем этим нас грузили...
Хотя да, мы в школу шли, уже умея читать и писать, в садике учились. Была отдельная прослойка неподготовленных, они 4 года в начальной занимались. Мы 3.
"Система Эльконина-Давыдова" - так она называется полностью.
Единственное хорошее в этой системе - это программа по математике Л. Петерсон. Да, сложная (углубленная). Да, не без отдельных косяков. Но она построена очень грамотно и сама себе не противоречит.
А сейчас все учатся 4 года, идут в школу с 6,5 лет совершенно не готовыми физиологически - и это ещё одна печальная история...
Так это она и есть, получается?
Я слышала, что с каких-то пор все стали 4 года учиться. С одной стороны, правильно, наверно. Школа на то и школа, чтобы учить, а не брать уже наученных... Мы же перед школой такими кирпичами срали, когда я в упор не могла научиться читать и писать печатными буквами. Не возьмут, в садике придётся ещё куковать (а мне там было так плохо с этими злыми воспиталками, что потому и не могла научиться).
С другой, как слышала - всё равно у всех репетиторы едва не с 1 класса... Остаётся лишь рабоваться, что меня это давно никоим местом не касается.
Almandine Dusk, получается, что да. Хотя там внутри системы тоже разные линейки учебников.
Школа на то и школа, чтобы учить, а не брать уже наученных...
Ага, щас! Вот у меня ученик - ещё семи лет нет, учу его читать, потому что к школе надо.
Ну то есть изначально была идея хорошая - чтобы учить, а не брать уже наученных. А вот реализация конкретно подкачала. Для этого сдвинули возраст начала обучения, дети идут с недозрелыми мозгами. По-хорошему, надо не к начальной школе год добавлять, а тогда вводить обязательную подготовительную группу детсада - с детсадовским режимом соответственно.
С другой, как слышала - всё равно у всех репетиторы едва не с 1 класса...
Вот потому и репетиторы, что у детей нагрузка сверх того, что они могут - уроки точно так же по 40 минут, точно так же сидеть за партой весь урок... А психика-то у них как у дошкольников! Чуть отвлёкся - всё, нить рассуждения потерял. А репетиторы - это ещё большая нагрузка... Круг замкнулся.
Мы же перед школой такими кирпичами срали, когда я в упор не могла научиться читать и писать печатными буквами.
Теоретически ни тогда, ни сейчас не имеют права требовать, чтобы ребёнок приходил в школу читающим (раньше так было только в школах с каким-нибудь уклоном). Но, тем не менее, требуют! Хотя учёные говорят о том, что если ребёнка начать учить читать в три года, у него уйдёт три года,чтобы научиться. А если в семь лет - то три месяца.
Вот это, мне кажется, далековато от истины. Просто я научилась как раз в три года)
Мэлис Крэш, скорее всего имелось в виду, что это если учить. Целенаправленно. Я тоже научилась читать рано: как сейчас помню, в 6 лет я "Трёх мушкетёров" читала свободно - и не только читала, но и понимала, о чём там! (не представляю себе сейчас современного ребёнка, которому вообще такое было бы интересно читать) Но это именно что сама, никто мне репетиторов не нанимал и с букварём возле меня не сидел, заставляя каждый день по 15 минут читать. В таком режиме действительно можно научиться, и это именно для дошкольника с непроизвольным вниманием.
Я - так даже "за", чтобы ребёнок шёл в школу, умея читать. Это реально здорово помогает в учёбе. Но при этом законы физиологии нарушать нельзя ни в коем случае. И если выбирать между "учиться читать в школе" и "учиться читать до школы, когда не хочется, но надо" - я бы однозначно выбрала первое.
Часто слышу про то, что многие в 3 года научились... Аж стыдно становится. Я научилась к шести годам, именно когда кошмарили, что к школе надо готовиться.
Almandine Dusk, мне тётя не раз рассказывала, как она читать учиться стала только в школе. И как её потряс тот факт, что "а" и "у" вместе получаются "ау!"
Прочитала их в 5 и плюсую... Тут, правда, сыграл роль фильм с Боярским. Показали первую часть, и мне как всегда захотелось узнать, что там дальше, не дожидаясь завтрашнего дня.
Но это именно что сама, никто мне репетиторов не нанимал и с букварём возле меня не сидел, заставляя каждый день по 15 минут читать.
Мне читали вслух и показывали кубики.
Мэлис Крэш, а мне в детстве фильм не нравился. И, по-моему, даже именно потому, что книга была первой: я всё никак понять не могла, как из такой серьёзной вещи сделали комедию.
Мне читали вслух и показывали кубики.
Меня бабушка водила гулять, и мы на снегу веточкой писали буквы.
Но не было такого, как сейчас: "Тебе в школу, а ты ещё плохо читаешь! Ну-ка давай садись, прочитай хоть одну страницу!"
Мне кажется, самое главное - это не давить на ребёнка, чтобы у него охоту не отбить до того, как учебная мотивация сформируется.
Трёх мушкетеров всегда не понимала, не любила, сейчас тем более не стала бы читать. Классика приключений мне никогда не заходила, казалась пресной. В юности нравились в книгах язык и атмосфера больше, чем сюжеты, у этих многих язык сухой и насыщенный событиями. И мне это всегда было... нудно и пресно.
Almandine Dusk, у меня наоборот: сюжеты главнее стиля. Хотя вот "Гарри Поттер" с первого раза не зашёл именно из-за кривого перевода. Я любила Булычёва, Азимова - а там у одного стиль примитивный, у другого - нагромождение в одном предложении. Полюбила только потому, что первым попался не перевод даже, а текст в очень сильной стилистической обработке, где лишнее было вырезано, а оставшееся переписано очень красивым слогом.
странно, я их всегда воспринимала как что-то несерьезное... Может, еще мультики роль сыграли.
Мэлис Крэш, у меня, видимо, и мультики были тоже позже книги.
Мэлис Крэш, а это что? "Не знаю, не видал".
Вот "Пёс в сапогах" - это шедевр однозначно. Дартаньгавом как-то не прониклась (кроме песни из заставки, вообще ничего не помню).
Из мультфильмов по Дюма я прониклась разве что "Монте-Кристо" (который Gankutsuou).
Мне фрагмента заставки хватило, чтобы начать плеваться.
Мне кажется, это самый натуральный авторский Марти Стью в полный рост. Ну просто классический и клинический. Как если бы автор Мелиорации Дарк был мультипликатором и имел деньги на выпуск экранизации своего творения.
Мэлис Крэш, да одна рисовка чего стоит!
Ну и притягивать к мушкетёрам такой сюжет - всё равно что натягивать сову на глобус. Смысл?
так руки и не дошли посмотреть. Хотя диск лежит)
Очень рекомендую! Ещё саундтрек там красивый очень.