Возникла вот тут дискуссия о причинах детской безграмотности. И вот что я как педагог думаю о "развивающей" системе Эльконина.

Безграмотность детей при обучение фонематическим методом - это косяк именно системы обучения! Будь учитель хоть золотой, но если детей с первого класса учат читать транскрипцию - плакала их зрительная память горючими слезами...

Ну вот какой ребёнок сможет нормально заниматься по таким учебникам?



Отвечу: только тот, кто задолго до школы уже научился бегло читать и чья зрительная память уже надёжно зафиксировала образ слова. Собственно, изначально программа и была рассчитана именно на таких детей: которые шли в школу, уже умея читать и писать (хотя бы печатными буквами), и которым на уроках по традиционной системе было бы просто скучно. Но сейчас ситуация изменилась, дети с малых лет привыкли усваивать информацию в виде видеоряда с планшета, навык чтения очень слаб. Ситуация изменилась - но вместо того чтобы изменить программу, стали детей подтягивать до программы, которая изначально для таких как они и не предназначалась вовсе.

Вот хорошее видео на эту тему:



И в текстовом виде та же мысль: uti-puti.com.ua/view_articles.php?id=22

«Педагоги, логопеды, психологи убеждают родителей, что грамотное письмо невозможно, если до школы не сформировать у ребенка фонематический слух. И приводят в подтверждение своих слов неграмотность современных школьников.

Однако любой педагог, логопед, психолог может прийти в школу, где обучаются глухонемые дети. (Я в такой школе работала 4 года.) У глухонемых детей вообще нет никакого слуха, не только фонематического, тем не менее, большинство из них пишет грамотно. Работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано. Следовательно, без фонематического слуха вполне можно обойтись и при обучении чтению, и при обучении грамотному письму. Естественно, глухонемых детей учат зрительным, буквенным методом и достигают с его помощью высоких положительных результатов».

@темы: Образование, Педагогика, Я фигею, дорогая редакция, Великий-и-Могучий

Комментарии
13.06.2018 в 15:32

дойдя до дна - начинай бурить
По такой системе сейчас большинство обучается?

У меня в начальной школе был Давыдов. Так и не поняла, в чём он заключается (однажды гуглила, нашла научные методические описания, которые не было читать ни времени, ни сил... Хотелось бы какую-нибудь ёмкую справку, общие характеристики). Но головной боли нам доставил... Математику брать даже не стали, только русский. Транскрипции, кажется, тоже были - для них отдельную тетрадь в клетку заводили - хотя такого трэша не припомню. Зато зачем-то заставляли писать "с дырками", пропускать буквы. А у меня был хороший уровень интуитивной грамотности, я и так откуда-то знала, как писать. Не понимала, зачем этим нас грузили...

Хотя да, мы в школу шли, уже умея читать и писать, в садике учились. Была отдельная прослойка неподготовленных, они 4 года в начальной занимались. Мы 3.
13.06.2018 в 15:45

Almandine Dusk, к счастью, нет, подавляющее большинство всё-таки по другим программам учится. Но фонетический принцип лежит в основе всех программ, разве что транскрипцию не пишут так часто.

"Система Эльконина-Давыдова" - так она называется полностью.

Единственное хорошее в этой системе - это программа по математике Л. Петерсон. Да, сложная (углубленная). Да, не без отдельных косяков. Но она построена очень грамотно и сама себе не противоречит.

А сейчас все учатся 4 года, идут в школу с 6,5 лет совершенно не готовыми физиологически - и это ещё одна печальная история...
14.06.2018 в 10:29

дойдя до дна - начинай бурить
"Система Эльконина-Давыдова" - так она называется полностью.
Так это она и есть, получается?

Я слышала, что с каких-то пор все стали 4 года учиться. С одной стороны, правильно, наверно. Школа на то и школа, чтобы учить, а не брать уже наученных... Мы же перед школой такими кирпичами срали, когда я в упор не могла научиться читать и писать печатными буквами. Не возьмут, в садике придётся ещё куковать (а мне там было так плохо с этими злыми воспиталками, что потому и не могла научиться).
С другой, как слышала - всё равно у всех репетиторы едва не с 1 класса... Остаётся лишь рабоваться, что меня это давно никоим местом не касается.
14.06.2018 в 13:27

Так это она и есть, получается?

Almandine Dusk, получается, что да. Хотя там внутри системы тоже разные линейки учебников.

Школа на то и школа, чтобы учить, а не брать уже наученных...

Ага, щас! Вот у меня ученик - ещё семи лет нет, учу его читать, потому что к школе надо.



Ну то есть изначально была идея хорошая - чтобы учить, а не брать уже наученных. А вот реализация конкретно подкачала. Для этого сдвинули возраст начала обучения, дети идут с недозрелыми мозгами. По-хорошему, надо не к начальной школе год добавлять, а тогда вводить обязательную подготовительную группу детсада - с детсадовским режимом соответственно.

С другой, как слышала - всё равно у всех репетиторы едва не с 1 класса...

Вот потому и репетиторы, что у детей нагрузка сверх того, что они могут - уроки точно так же по 40 минут, точно так же сидеть за партой весь урок... А психика-то у них как у дошкольников! Чуть отвлёкся - всё, нить рассуждения потерял. А репетиторы - это ещё большая нагрузка... Круг замкнулся.

Мы же перед школой такими кирпичами срали, когда я в упор не могла научиться читать и писать печатными буквами.

Теоретически ни тогда, ни сейчас не имеют права требовать, чтобы ребёнок приходил в школу читающим (раньше так было только в школах с каким-нибудь уклоном). Но, тем не менее, требуют! Хотя учёные говорят о том, что если ребёнка начать учить читать в три года, у него уйдёт три года,чтобы научиться. А если в семь лет - то три месяца.
14.06.2018 в 16:00

Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Роланд Неистовый шел и насвистывал дырочкой в правом боку##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
Хотя учёные говорят о том, что если ребёнка начать учить читать в три года, у него уйдёт три года,чтобы научиться. А если в семь лет - то три месяца.

Вот это, мне кажется, далековато от истины. Просто я научилась как раз в три года)
14.06.2018 в 22:41

дойдя до дна - начинай бурить
Часто слышу про то, что многие в 3 года научились... Аж стыдно становится. Я научилась к шести годам, именно когда кошмарили, что к школе надо готовиться. И то благодаря тому, что мама за меня дома взялась. Мама добрая была, с ней я быстро научилась. А злые тётки из садика нервировали, при них не могла никак.
14.06.2018 в 23:21

Вот это, мне кажется, далековато от истины. Просто я научилась как раз в три года)

Мэлис Крэш, скорее всего имелось в виду, что это если учить. Целенаправленно. Я тоже научилась читать рано: как сейчас помню, в 6 лет я "Трёх мушкетёров" читала свободно - и не только читала, но и понимала, о чём там! (не представляю себе сейчас современного ребёнка, которому вообще такое было бы интересно читать) Но это именно что сама, никто мне репетиторов не нанимал и с букварём возле меня не сидел, заставляя каждый день по 15 минут читать. В таком режиме действительно можно научиться, и это именно для дошкольника с непроизвольным вниманием.

Я - так даже "за", чтобы ребёнок шёл в школу, умея читать. Это реально здорово помогает в учёбе. Но при этом законы физиологии нарушать нельзя ни в коем случае. И если выбирать между "учиться читать в школе" и "учиться читать до школы, когда не хочется, но надо" - я бы однозначно выбрала первое.

Часто слышу про то, что многие в 3 года научились... Аж стыдно становится. Я научилась к шести годам, именно когда кошмарили, что к школе надо готовиться.

Almandine Dusk, мне тётя не раз рассказывала, как она читать учиться стала только в школе. И как её потряс тот факт, что "а" и "у" вместе получаются "ау!"
14.06.2018 в 23:55

Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Роланд Неистовый шел и насвистывал дырочкой в правом боку##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
Я тоже научилась читать рано: как сейчас помню, в 6 лет я "Трёх мушкетёров" читала свободно - и не только читала, но и понимала, о чём там! (не представляю себе сейчас современного ребёнка, которому вообще такое было бы интересно читать)

Прочитала их в 5 и плюсую... Тут, правда, сыграл роль фильм с Боярским. Показали первую часть, и мне как всегда захотелось узнать, что там дальше, не дожидаясь завтрашнего дня.

Но это именно что сама, никто мне репетиторов не нанимал и с букварём возле меня не сидел, заставляя каждый день по 15 минут читать.

Мне читали вслух и показывали кубики.
15.06.2018 в 01:39

Тут, правда, сыграл роль фильм с Боярским. Показали первую часть, и мне как всегда захотелось узнать, что там дальше, не дожидаясь завтрашнего дня.

Мэлис Крэш, а мне в детстве фильм не нравился. И, по-моему, даже именно потому, что книга была первой: я всё никак понять не могла, как из такой серьёзной вещи сделали комедию.

Мне читали вслух и показывали кубики.

Меня бабушка водила гулять, и мы на снегу веточкой писали буквы.
Но не было такого, как сейчас: "Тебе в школу, а ты ещё плохо читаешь! Ну-ка давай садись, прочитай хоть одну страницу!"
Мне кажется, самое главное - это не давить на ребёнка, чтобы у него охоту не отбить до того, как учебная мотивация сформируется.
15.06.2018 в 08:13

дойдя до дна - начинай бурить
Я зато в 15 читала Сартра и Борхеса =) К двадцати многое из зарубежной классики перечитала уже по два раза.На обедах тогда экономила, чтобы книги покупать. Мне нравилось. Она всегда была у меня под партой, ибо нравилась больше русской. Но до 14 я носила кислотные топы, задротила в Диабло и смотрела музыкальное телевидение (это потом стала слушать металл и сидеть, уткнувшись во всякую заумную тленственную прозу). По меркам предков совсем не читала (хотя читала, но им мало). В начальной школе, правда, с удовольствием осилила германский эпос Кудруна. Ессно, без примечаний. А что такого, всё в стихах, красиво и приятно, вполне себе сказка про рыцарей и принцесс.

Трёх мушкетеров всегда не понимала, не любила, сейчас тем более не стала бы читать. Классика приключений мне никогда не заходила, казалась пресной. В юности нравились в книгах язык и атмосфера больше, чем сюжеты, у этих многих язык сухой и насыщенный событиями. И мне это всегда было... нудно и пресно.
15.06.2018 в 10:00

Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Роланд Неистовый шел и насвистывал дырочкой в правом боку##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
Olven, странно, я их всегда воспринимала как что-то несерьезное... Может, еще мультики роль сыграли.
15.06.2018 в 22:31

В юности нравились в книгах язык и атмосфера больше, чем сюжеты, у этих многих язык сухой и насыщенный событиями. И мне это всегда было... нудно и пресно.

Almandine Dusk, у меня наоборот: сюжеты главнее стиля. Хотя вот "Гарри Поттер" с первого раза не зашёл именно из-за кривого перевода. Я любила Булычёва, Азимова - а там у одного стиль примитивный, у другого - нагромождение в одном предложении. Полюбила только потому, что первым попался не перевод даже, а текст в очень сильной стилистической обработке, где лишнее было вырезано, а оставшееся переписано очень красивым слогом.

странно, я их всегда воспринимала как что-то несерьезное... Может, еще мультики роль сыграли.

Мэлис Крэш, у меня, видимо, и мультики были тоже позже книги.
15.06.2018 в 22:46

Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Роланд Неистовый шел и насвистывал дырочкой в правом боку##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
Olven, и у меня позже. Но какую-то роль сыграли. Хотя от Альберта я уже плевалась, зашли мне только Пес в сапогах и Дартаньгав.
15.06.2018 в 23:02

Хотя от Альберта я уже плевалась

Мэлис Крэш, а это что? "Не знаю, не видал".
Вот "Пёс в сапогах" - это шедевр однозначно. Дартаньгавом как-то не прониклась (кроме песни из заставки, вообще ничего не помню).
15.06.2018 в 23:03

Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Роланд Неистовый шел и насвистывал дырочкой в правом боку##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
Olven, редкостный песец.
15.06.2018 в 23:25

Мэлис Крэш, соглашусь. Мне фрагмента заставки хватило, чтобы начать плеваться.

Из мультфильмов по Дюма я прониклась разве что "Монте-Кристо" (который Gankutsuou).
15.06.2018 в 23:51

Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Роланд Неистовый шел и насвистывал дырочкой в правом боку##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
Olven, так руки и не дошли посмотреть. Хотя диск лежит)


Мне фрагмента заставки хватило, чтобы начать плеваться.
Мне кажется, это самый натуральный авторский Марти Стью в полный рост. Ну просто классический и клинический. Как если бы автор Мелиорации Дарк был мультипликатором и имел деньги на выпуск экранизации своего творения.
15.06.2018 в 23:57

Мне кажется, это самый натуральный авторский Марти Стью в полный рост. Ну просто классический и клинический. Как если бы автор Мелиорации Дарк был мультипликатором и имел деньги на выпуск экранизации своего творения.


Мэлис Крэш, да одна рисовка чего стоит!
Ну и притягивать к мушкетёрам такой сюжет - всё равно что натягивать сову на глобус. Смысл?

так руки и не дошли посмотреть. Хотя диск лежит)

Очень рекомендую! Ещё саундтрек там красивый очень.
16.06.2018 в 11:17

Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Роланд Неистовый шел и насвистывал дырочкой в правом боку##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
Вопрос о смысле меня посещал уже в глубоком детстве)
16.06.2018 в 16:50

Мэлис Крэш, вот-вот! Лучше бы отдельный сюжет замутили.