Продолжение темы гендерной идентичности. Начало:
часть 1
часть 2
Продолжая разговор о гендерной идентичности и её формировании, хотелось бы привести очень наглядный и широко известный пример - историю Н. А. Дуровой - и прокомментировать формирование у неё гендерной идентичности с точки зрения транзактного анализа.
В прошлый раз мы рассмотрели ситуацию, когда гендерная идентичность, не соответствующая биологическому полу, формируется под влиянием стереотипов о полоролевом поведении. В результате ребёнок, чьи склонности не вписываются в рамки навязанной социумом роли, начинает считать себя относящимся к другому полу - просто потому, что общество требует от него непременного выбора: или - или. Либо ты мальчик и ведёшь себя соответственно, либо ты не мальчик, а стало быть, девочка. (Кстати, именно по такому принципу возникал "третий пол" в племенах североамерианских индейцев, кому интересно - несколько лет назад на "Фандомной Битве" была очень подробная статья на эту тему.)
Но далеко не всё так просто. Точнее этот фактор существует, но не только он один.
Одним из основных понятий в ТА (транзактном анализе) является понятие "жизненный сценарий". Это сценарий, по которому будет развиваться жизнь человека до самого её конца. Откуда он берётся? Он пишется самим человеком на основании его представлений об окружающем его мире. Осознанно? Нет, совершенно неосознанно (иначе все мы безо всякой помощи психологов легко меняли бы свои сценарии, переписывая их на более благоприятные для нас). Основной сценарий создаётся ребёнком ещё до того, как он начинает говорить (а взрослые-то думают, что ребёнок ещё ничего не понимает! Он, может, и не понимает, но уже всё-всё чувствует, и этого достаточно!) А завершается формирование сценария не позднее 7 лет.
Для чего нужен жизненный сценарий?
Маленький ребёнок полностью зависит от взрослых (родителей или лиц, их заменяющих). Новорожденный вообще ничего не может сам для себя сделать, но и в дальнейшем ребёнок очень долго несамостоятелен. А взрослые заботятся о ребёнке - если сочтут это нужным и целесообразным. По поводу наличия материнского инстинкта у млекопитающих, но я однажды своими глазами наблюдала картину, когда кошка кормила двух котят, а третьего, родившегося очень слабым, отпихивала от себя. Котёнка подкладывали обратно - она опять его отпихивала. Мол, на кой мне тратить своё молоко на того, кто, может быть, помрёт? Лучше пусть оно достанется здоровым котятам.
То есть, чтобы выжить, ребёнку нужно доказать матери, что его стоит растить. Иными словами, нужно быть таким, чтобы устраивать своих родителей. Не будешь устраивать - они не станут на тебя тратить свои ресурсы, и тогда ты погибнешь.
И это очень древний механизм. Гораздо древнее больниц, детских домов и приёмных семей. Ребёнок не знает, что его могут спасти другие люди. Но он интуитивно чувствует: если хочешь выжить - нужно нравиться родителям.
И вот на этой-то основе и выстраивается жизненный сценарий: каким нужно быть, чтобы не стать отвергнутым родителями? Что нужно делать, что чувствовать, как выглядеть, как мыслить и т. д.
Годы проходят, ситуация меняется, выросший человек вполне уже может сам о себе позаботиться - а сценарий остаётся! Ведь "отбоя" на него никто не давал!
И вот давайте с такой точки зрения посмотрим на жизненный сценарий "кавалерист-девицы".
Её мать, Надежда Ивановна Александрович, в возрасти неполных 16 лет вопреки воле отца сбежала из дома с гусарским ротмистром Андреем Васильевичем Дуровым. Отец Надежды Ивановны был настолько разгневан её поступком, что проклял свою дочь.
Из "Записок кавалерист-девицы":
читать дальше
То есть на ребёнка изначально матерью были возложеные надежды на примирение со своей семьёй. Но надежды не оправдались: вместо долгожданного сына родилась дочь. Мать была разочарована всем: и полом ребёнка, и болезненностью родов, и тем, что на "амурчика" новорожденная никак не тянула. А главное - разбилась мечта умилостивить отца рождением внука.
Дочь вызывала у матери лишь раздражение. До такой степени, что однажды девочка чуть не погибла. Раздражённая её плачем, мать выбросила четырёхмесячную Надю из окна кареты - прямо под копыта лошадей. Этот поступок привёл в ужас даже повидавших всякое гусар. Девочка не подавала признаков жизни, изо рта и носа у неё от сильного удра шла кровь.
То есть в данном случае девочка фактически получила от матери приказ: "Или будь таким ребёнком, который меня бы устраивал, или не живи". И "не живи" в буквальном смысле слова. А жить Надя очень хотела: она выжила и после этого случая, и до этого, когда мать отказывалась её кормить и на привале её отдавали на ночь местным крестьянкам - так, что кормилицы менялись каждый день.
Именно с этого дня отец отдал Надю на воспитание фланговому гусару Астахову. Да, можно говорить о том, что под влиянием гусарского воспитания девочка стала вести себя как мальчик. Но мне кажется, что жизненный сценарий Надежды был написан ещё раньше. Возможно, даже внутриутробно, когда мать мечтала родить мальчика. Или в первые месяцы жизни: не будешь мальчиком - не буду тебя кормить и умрёшь. Или: не будешь мальчиком - выброшу тебя из кареты и вообще из своей жизни.
И, может быть, не случайно, а уже с точки зрения родового сценария отец нашёл для дочери не няньку, не кормилицу, а гусара. Ведь была же у девочки до этого нянька - что мешало найти такую, которая смогла бы заменить непутёвую мать? Возможно, и Андрей Васильевич бессознательно хотел видеть своего ребёнка сыном, а не дочерью?..
И жизненный сценарий оказался настолько сильным, что ни замужество Надежды-младшей, ни рождение у неё сына не смогли этот сценарий изменить.
Продолжение следует.
часть 1
часть 2
Продолжая разговор о гендерной идентичности и её формировании, хотелось бы привести очень наглядный и широко известный пример - историю Н. А. Дуровой - и прокомментировать формирование у неё гендерной идентичности с точки зрения транзактного анализа.
В прошлый раз мы рассмотрели ситуацию, когда гендерная идентичность, не соответствующая биологическому полу, формируется под влиянием стереотипов о полоролевом поведении. В результате ребёнок, чьи склонности не вписываются в рамки навязанной социумом роли, начинает считать себя относящимся к другому полу - просто потому, что общество требует от него непременного выбора: или - или. Либо ты мальчик и ведёшь себя соответственно, либо ты не мальчик, а стало быть, девочка. (Кстати, именно по такому принципу возникал "третий пол" в племенах североамерианских индейцев, кому интересно - несколько лет назад на "Фандомной Битве" была очень подробная статья на эту тему.)
Но далеко не всё так просто. Точнее этот фактор существует, но не только он один.
Одним из основных понятий в ТА (транзактном анализе) является понятие "жизненный сценарий". Это сценарий, по которому будет развиваться жизнь человека до самого её конца. Откуда он берётся? Он пишется самим человеком на основании его представлений об окружающем его мире. Осознанно? Нет, совершенно неосознанно (иначе все мы безо всякой помощи психологов легко меняли бы свои сценарии, переписывая их на более благоприятные для нас). Основной сценарий создаётся ребёнком ещё до того, как он начинает говорить (а взрослые-то думают, что ребёнок ещё ничего не понимает! Он, может, и не понимает, но уже всё-всё чувствует, и этого достаточно!) А завершается формирование сценария не позднее 7 лет.
Для чего нужен жизненный сценарий?
Маленький ребёнок полностью зависит от взрослых (родителей или лиц, их заменяющих). Новорожденный вообще ничего не может сам для себя сделать, но и в дальнейшем ребёнок очень долго несамостоятелен. А взрослые заботятся о ребёнке - если сочтут это нужным и целесообразным. По поводу наличия материнского инстинкта у млекопитающих, но я однажды своими глазами наблюдала картину, когда кошка кормила двух котят, а третьего, родившегося очень слабым, отпихивала от себя. Котёнка подкладывали обратно - она опять его отпихивала. Мол, на кой мне тратить своё молоко на того, кто, может быть, помрёт? Лучше пусть оно достанется здоровым котятам.
То есть, чтобы выжить, ребёнку нужно доказать матери, что его стоит растить. Иными словами, нужно быть таким, чтобы устраивать своих родителей. Не будешь устраивать - они не станут на тебя тратить свои ресурсы, и тогда ты погибнешь.
И это очень древний механизм. Гораздо древнее больниц, детских домов и приёмных семей. Ребёнок не знает, что его могут спасти другие люди. Но он интуитивно чувствует: если хочешь выжить - нужно нравиться родителям.
И вот на этой-то основе и выстраивается жизненный сценарий: каким нужно быть, чтобы не стать отвергнутым родителями? Что нужно делать, что чувствовать, как выглядеть, как мыслить и т. д.
Годы проходят, ситуация меняется, выросший человек вполне уже может сам о себе позаботиться - а сценарий остаётся! Ведь "отбоя" на него никто не давал!
И вот давайте с такой точки зрения посмотрим на жизненный сценарий "кавалерист-девицы".
Её мать, Надежда Ивановна Александрович, в возрасти неполных 16 лет вопреки воле отца сбежала из дома с гусарским ротмистром Андреем Васильевичем Дуровым. Отец Надежды Ивановны был настолько разгневан её поступком, что проклял свою дочь.
Из "Записок кавалерист-девицы":
читать дальше
То есть на ребёнка изначально матерью были возложеные надежды на примирение со своей семьёй. Но надежды не оправдались: вместо долгожданного сына родилась дочь. Мать была разочарована всем: и полом ребёнка, и болезненностью родов, и тем, что на "амурчика" новорожденная никак не тянула. А главное - разбилась мечта умилостивить отца рождением внука.
Дочь вызывала у матери лишь раздражение. До такой степени, что однажды девочка чуть не погибла. Раздражённая её плачем, мать выбросила четырёхмесячную Надю из окна кареты - прямо под копыта лошадей. Этот поступок привёл в ужас даже повидавших всякое гусар. Девочка не подавала признаков жизни, изо рта и носа у неё от сильного удра шла кровь.
То есть в данном случае девочка фактически получила от матери приказ: "Или будь таким ребёнком, который меня бы устраивал, или не живи". И "не живи" в буквальном смысле слова. А жить Надя очень хотела: она выжила и после этого случая, и до этого, когда мать отказывалась её кормить и на привале её отдавали на ночь местным крестьянкам - так, что кормилицы менялись каждый день.
Именно с этого дня отец отдал Надю на воспитание фланговому гусару Астахову. Да, можно говорить о том, что под влиянием гусарского воспитания девочка стала вести себя как мальчик. Но мне кажется, что жизненный сценарий Надежды был написан ещё раньше. Возможно, даже внутриутробно, когда мать мечтала родить мальчика. Или в первые месяцы жизни: не будешь мальчиком - не буду тебя кормить и умрёшь. Или: не будешь мальчиком - выброшу тебя из кареты и вообще из своей жизни.
И, может быть, не случайно, а уже с точки зрения родового сценария отец нашёл для дочери не няньку, не кормилицу, а гусара. Ведь была же у девочки до этого нянька - что мешало найти такую, которая смогла бы заменить непутёвую мать? Возможно, и Андрей Васильевич бессознательно хотел видеть своего ребёнка сыном, а не дочерью?..
И жизненный сценарий оказался настолько сильным, что ни замужество Надежды-младшей, ни рождение у неё сына не смогли этот сценарий изменить.
Продолжение следует.
К слову, о гендерном - мать хотела дочь, отец - сына
Magnus Bane, это не угождение, это - способ выживания. А в плане "не то, чем кажутся" - тут вопрос гораздо более сложный: почему надо себя приводить в соответствие с тем кем хочешь казаться, а не послать
лесомкреститься тех, кому кажется? Или более широко: почему обществу есть дело до того, как живут отдельные люди?Про гендерную идентичность я писала уже: нет такого чувства "мужчины" или чувства "женщины". А гендер - понятие исключительно социальное. То есть в социуме и надо проблему искать.
Magnus Bane, в том-то и дело, что с точки зрения физиологии тут решить ничего не получится. А с точки зрения социума - а нужно ли вообще что-то решать? Я в принципе не понимаю, какое дело другим до того, мужчина ты или женщина (то есть какая у тебя физиология), если с тобой детей заводить не собираются. Но тут уже речь о том, о чём весь феминизм: к женщине отношение другое. Можно позволить себе сказать ей то, чего никогда не скажешь мужчине. И чтобы улюлюкать вслед, надо точно знать, что перед тобой женщина, а то ошибёшься - в морду получишь. Но это уже совсем другая проблема.
Magnus Bane, где-то попадалась мне фраза о том, что в "Я-концепции" собственно "Я"-то и нет! И скорее это "Ты-концепция". Потому что образ себя формируется на основе того, что транслируют тебе о тебе другие.
Magnus Bane, да, я читала. Там не только про гендер, там именно про пол генетический, фенотипический, акушерский и т. д.
для меня - это "То, как я себя ощущаю и позиционирую".
А на основании чего ты так себя ощущаешь и перед кем позиционируешь?
Magnus Bane, а причём тут "принять", если речь идёт об "объяснить"? Можно не верить в реинкарнацию, но при этом понимать то, что тебе объясняет собеседник. Не понять тут можно в одном случае: если вообще не слушать (но тогда на кой спрашивать?).
Magnus Bane, тогда получается, что все люди в прошлых жизнях кем-то да были. И по теории вероятности соотношение - мужчинами или женщинами - 50/50.
Но я несколько о другом. Вот это "такое ощущение" - это ощущение чего именно? Именно на уровне ощущений? Каковы критерии?
Вот это "такое ощущение" - это ощущение чего именно? Именно на уровне ощущений? Каковы критерии? ну, критерии, думаю, настолько разнообразны, что говорить о чём-то конкретном непросто. А вообще, память прошлых жизней - это непростая тема, должен сказать. И довольно деликатная.
Magnus Bane, но это же не означает, что при каждом воплощении в случае изменения пола с человека прямо трансгендерность пёрла изо всех щелей. И, кстати, у 10 % трансгендеров после перехода проблемы не исчезают (а кто-то и "возвращается" обратно). Получается, дело в другом.
ну, критерии, думаю, настолько разнообразны, что говорить о чём-то конкретном непросто. А вообще, память прошлых жизней - это непростая тема, должен сказать. И довольно деликатная.
Если хочешь приватно - можем обсудить в личке. Если не хочешь - тогда не стоит продолжать эту тему.
но это же не означает, что при каждом воплощении в случае изменения пола с человека прямо трансгендерность пёрла изо всех щелей. Я думаю, что не все из них трансгендеры, но среди трансгендеров - это может быть не редкостью. Скажем так.