Исключительно ни на что не претендующее ИМХО.
В свете последних событий (нападение на «Симону» и комментарии касаемо этого происшествия) подумалось мне вот что.
В нашей культуре не принято отказывать. И не только мужчинам со стороны женщин. Психологи и коучи со всех сторон твердят о жизненно необходимом умении говорить «нет», а подавляющее большинство населения по-прежнему не может отказать: ни маме, когда та просит сына-бизнесмена приехать к ней на выходные, чтобы помочь выкопать картошку (хотя этот сын в день зарабатывает столько, что может купить маме картошки на всю зиму, а вместо впахивания на огороде - просто чаю попить на веранде с любимой мамочкой), ни друзьям, просящим нас встретить их в аэропорту среди ночи («Ну у тебя же машина!», - хотя такси обойдётся гораздо дешевле, чем бессонная ночь и потом «никакое» состояние днём)...
Но речь не только об услугах и помощи. Ребёнок не может отказать троюродной бабушке, которую первый раз в жизни видит, когда та лезет его обнимать. Малыш напуган, но чужой (для него) человек не отстаёт: «Ну дай я тебя поцелую! Я же тебя люблю!»
Взрослая женщина не может возразить маме, когда та под видом помощи меняет что-то у неё в квартире без согласия хозяйки и при этом ещё и требует за это благодарности.
Примеров можно привести великое множество. Суть в том, что нам с детства внушают: другой лучше знает, что для тебя хорошо, а что плохо. Точнее для тебя хорошо и правильно то, что полезно для него.
Отказываешь - стало быть, «ты плохой», «не любишь», какой же ты друг после этого... И самое суровое - «Не по-христиански ты себя ведёшь!» Это, мол, всё происки империализма - всякие там психологи со своим «нет», а на Руси испокой веков без этого обходились...
А давайте вспомним, кто первый не смог сказать «нет»?
читать дальше
В свете последних событий (нападение на «Симону» и комментарии касаемо этого происшествия) подумалось мне вот что.
В нашей культуре не принято отказывать. И не только мужчинам со стороны женщин. Психологи и коучи со всех сторон твердят о жизненно необходимом умении говорить «нет», а подавляющее большинство населения по-прежнему не может отказать: ни маме, когда та просит сына-бизнесмена приехать к ней на выходные, чтобы помочь выкопать картошку (хотя этот сын в день зарабатывает столько, что может купить маме картошки на всю зиму, а вместо впахивания на огороде - просто чаю попить на веранде с любимой мамочкой), ни друзьям, просящим нас встретить их в аэропорту среди ночи («Ну у тебя же машина!», - хотя такси обойдётся гораздо дешевле, чем бессонная ночь и потом «никакое» состояние днём)...
Но речь не только об услугах и помощи. Ребёнок не может отказать троюродной бабушке, которую первый раз в жизни видит, когда та лезет его обнимать. Малыш напуган, но чужой (для него) человек не отстаёт: «Ну дай я тебя поцелую! Я же тебя люблю!»
Взрослая женщина не может возразить маме, когда та под видом помощи меняет что-то у неё в квартире без согласия хозяйки и при этом ещё и требует за это благодарности.
Примеров можно привести великое множество. Суть в том, что нам с детства внушают: другой лучше знает, что для тебя хорошо, а что плохо. Точнее для тебя хорошо и правильно то, что полезно для него.
Отказываешь - стало быть, «ты плохой», «не любишь», какой же ты друг после этого... И самое суровое - «Не по-христиански ты себя ведёшь!» Это, мол, всё происки империализма - всякие там психологи со своим «нет», а на Руси испокой веков без этого обходились...
А давайте вспомним, кто первый не смог сказать «нет»?
читать дальше
Ты открыла для меня тему личностных границ и я не перестаю ее штудировать. Эту сцену тоже можно рассматривать через призму понятий о личностных границах: мы отвественны за свой выбор, никто другой. А для выбора у нас есть два слова ДА и НЕТ. Получается, ты права. Только не будет ли это звучать как полная безнадега, если у неумения отказывать такая глубокая история? Я бы здесь уточнила: Незрелый человек со времен Адама до наших дней не берет на себя ответственность за свои границы и то, что в них входит. Это под силу только зрелому, духовному.
Ms Robinson, да, и это тоже! Адам - тот вообще на Бога всё свалил: мол, а чего Ты мне такую жену дал?!
Ты открыла для меня тему личностных границ и я не перестаю ее штудировать. Эту сцену тоже можно рассматривать через призму понятий о личностных границах: мы отвественны за свой выбор, никто другой. А для выбора у нас есть два слова ДА и НЕТ. Получается, ты права.
Ну, признаюсь, это была моя личная интерпретация. Мы же видим описание поступков, а вот о мотивах участников можем только догадываться. Может быть, это было неумение отказать. А может, нежеление самим решать. Или действительно слова змея оказались настолько убедительны, что люди приняли его точку зрения... Но факт - не отказали. "Нет" не сказали. Не сумели или не захотели - это уже другой вопрос.
Только не будет ли это звучать как полная безнадега, если у неумения отказывать такая глубокая история?
Ничуть! Это жа был "ветхий Адам", а потом пришёл "Новый Адам". Так же как и с Евой: сначала "и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою", а потом - "честнейшая херувим и славнейшая, без сравнения, серафим" и "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе".
То есть возможно всё. Но вот усилия приложить придётся.
Вы имеете ввиду, что Ева первая не смогла отказать, или что это самый известный пример? Тогда кто вложил в людей такое свойство?
Weltalter, и то и другое. А свойство так и задумано было: свобода выбора, причём выбора неоднократного (в отличие от ангелов). Это наивысшее проявление творческого акта: способность каяться (то есть "изменять ум").
Как в "Божественной комедии" Райкина: мол, людей выгнали из рая, потому что они сексом заниматься хотели, а ведь без этого детей бы не было и были бы все эгоисты, так что люди вполне себе правильно поступили, так и надо!
А в постсоветской культуре — последствия подмены ценности личности общественными интересами.
Плюс ещё период до советсткой культуры, когда одному человеку было просто не выжить: или делай то, что от тебя требуют окружающие, или тебя выгонят из общины - и всё, погибнешь.