Дарья Серенко, журналистка и активистка, специально для «Домашнего очага» написала, как устроена их с мужем семья — семья феминистки и профеминиста, как распределяются у них обязанности и почему им нравится такой выбор.На днях мы с мужем из интереса решили посмотреть шоу «Обмен жёнами», суть которого заключается в том, что берутся две российские семьи (у каждой по сюжету есть своя проблема) и на неделю жёны из этих семей меняются друг с другом жизнями (а также городами и квартирами). Смысл этого обмена, как я понимаю, в том, чтобы помочь семьям взглянуть на себя другими глазами, посмотреть на отношения с партнёром со стороны и поработать над накопившимися ошибками. Звучит как хороший социальный эксперимент, в рамках которого можно проталкивать классные идеи о том, что нет никакого единого всеобщего семейного счастья — семьи могут быть разными.
Перед просмотром мы решили узнать, есть ли симметричное шоу «Обмен мужьями». Такого шоу не оказалось (думаю, потому что мужчины сочли бы недостаточно мужественным быть разменной монетой в семейной жизни).Классных идей мы тоже почти не увидели. Женщина приезжала в новую семью и там её, как правило, ждал список «женских» обязанностей в семье: готовка, уборка, воспитание детей. Мужья же ходили на работу, а потом приходили и оценивали, насколько жена по обмену справилась со своими делами. Сама модель таких отношений ни героями, ни режиссерами под вопрос не ставилась, всё подавалось как нечто естественное и само собой разумеющееся. Мужчина — глава семьи, принимает решения, зарабатывает деньги, идёт по карьерной лестнице, женщина — поддерживает мужа, воспитывает детей, ведёт хозяйство, занимается самореализацией в семье, а не во внешнем мире. Если кто-то из этой схемы выбивается, он получает критику внутри передачи как «плохая жена» или «плохой муж». Честно скажу, нам с мужем было очень больно на это смотреть.
До сих пор примерно такая семейная модель считается многими самой счастливой и правильной, потому что «так заложено природой, таков порядок вещей». Но, на наш взгляд, то, как будут устроены отношения, — это социальный выбор из множества опций, а не решение природы: никто из людей не рождается с геном готовки или геном прибития полки. Наш выбор сформировался под влиянием феминизма и идей гендерного равенства — и это всегда вызывает много вопросов. Поэтому я взяла интервью у своего мужа, объединила наши мысли и попыталась ответить на некоторые из них.
Романтика и инициативаРомантика и инициатива
В России в романтических отношениях до сих пор считается неприличным, если женщина сама делает первый шаг: она должна подавать мужчине некие знаки, а потом сидеть и ждать звонка, сообщения, приглашения на свидание, предложения руки и сердца. Думаю, проявление инициативы со стороны девушки воспринимается так ещё и потому, что женщины расцениваются как территории или трофеи, которые мужчинам надо не мешать завоёвывать. Со стороны женщин не принято говорить напрямую, чего они хотят: многие девушки боятся показаться «распущенными», потому что привыкли, что любое их действие может быть так классифицировано. Отсюда все эти опасные домыслы «если женщина говорит нет, она имеет в виду «да». А мужчинам внушается, что, если они не проявляют инициативу, — это оскорбляет их мужественность, делает слабыми и лишает уважения в глазах партнёрши. Мужчины очень боятся быть ассоциированными с чем-то «женским». К сожалению, «как девчонка» является для многих из них оскорблением, что свидетельствует в целом об отношении к женщинам в нашем обществе.
Наше с мужем общение инициировала я. К тому моменту я уже отрефлексировала, что, если тебе кто-то нравится, ты ничего не теряешь, если напишешь первая. У другого человека нет встроенного механизма, позволяющего распознавать твои чувства. Поэтому впоследствии в нашу влюблённость мы были включены на равных — придумывали всё вместе, разруливали проблемы вместе, делили инициативу за досуг поровну, устраивали друг другу свидания. Предложение тоже сделала я, потому что это желание пришло мне в голову первой и я решила его обсудить с партнёром. Помню, одна знакомая сказала мне «но это же так неромантично, неужели тебе не хотелось, чтобы перед тобой встали на колено, чтобы всё было как в кино?» Во‑первых, не хотелось, во‑вторых, представления о романтике у всех очень разные. Я вспоминаю этот момент с теплом, я была рада, что любимый человек ответил мне «давай» и что это решение было не каким-то сакральным этапом, разделяющим всё на «до» и «после», а спокойно и логично вытекало само по себе из нашей жизни.
Наша свадьба была прекрасной и самоироничной. Когда тётечка в ЗАГСе решила передать Саше свидетельство о браке со словами «а это вам как главе семьи», Саша сказал, что у нас в семье равенство, — и свидетельство мы взяли вместе.
Вместо колец мы сделали парные татуировки на руках, букет на самой свадьбе бросал муж. Каждый из нас оставил себе свою фамилию: во‑первых, мне очень нравится моя фамилия и меня многие под ней знают, во‑вторых, нас обоих не устраивала символическая нагрузка этого действия, когда жена берет фамилию мужа, то есть становится частью его «рода», прирастает к нему. Это кстати идёт с тех времен, когда у женщины еще не было прав и даже собственного паспорта, — и она вписывалась в паспорт отца или мужа как переходящая из руки в руки собственность. Мы подчеркнули этим, что каждый из нас — отдельный свободный человек, а семьей нас делает любовь, а не одна на двоих фамилия. Заодно и паспорт менять не пришлось.Домашние обязанности и бытДомашние обязанности и быт
У нас в семье нет мужских и женских обязанностей: каждый делает то, что любит и что лучше получается. Вещи, которые никто из нас не любит (типа мытья унитаза), мы просто договорились делать по очереди. Мы оба много работаем, поэтому едой озабочен тот, кто в конкретный день приходит раньше. Мы можем готовить, можем покупать готовое, можем заказывать. В принципе и я, и муж в состоянии делать весь спектр обязанностей: я могу прибить полку и умею обращаться с инструментами, муж может готовить и наводить порядок. Это удобно: если у второго человека нет возможности из-за загруженности включиться в быт, то первый может справиться самостоятельно. При этом я уверена, что, если бы у нас не было универсальных навыков, мы бы проводили время, обучая друг друга, — а это тоже может быть весело и сближающе. Очень жаль, что на школьных уроках труда мальчики и девочки не проходят универсальное обучение.
Мы следим, чтобы нагрузка за ведение хозяйства была распределена поровну.
В семьях часто женщина является менеджером и даёт задания остальным. Мы много обсуждали, как организовать быт так, чтобы и эта нагрузка лежала на нас одинаково. Чтобы оба замечали, если что-то нуждается в улучшении, не дожидаясь команды, чтобы инициатива и тут была распределена равномерно. На мой взгляд, такой подход оптимален, ведь дом — это общее пространство, в которое включены все, кто в нём живёт, и вклад надо делать не только ради себя, но и ради друг друга.Бюджет и работаБюджет и работа
Мы оба работаем, мой муж — программист, он делает компьютерные игры, а я занимаюсь проектами в сфере культуры (выставками, фестивалями, лекториями и т. д.). Муж зарабатывает больше меня. Часть бюджета у нас является общей, часть — персональной. Тот, у кого больше денег, пропорционально больше вкладывается в общие траты (съём квартиры, продукты). У каждого из нас есть собственная финансовая независимость от другого. Если у кого-то заканчивается персональная часть бюджета, мы берём деньги у партнёра. Крупные траты обсуждаются совместно.
Я знаю, что многие мужья считают, что жена не должна работать, а некоторые даже требуют этого, ограничивая таким образом женщин в саморазвитии и замыкая их в четырёх стенах. Мы поддерживаем друг друга в наших карьерных устремлениях: я часто уезжаю в командировки в другие города и страны, из-за срочной работы мы иногда можем мало общаться друг с другом, но это не создаёт проблем в духе «ты мало уделяешь мне внимания». Думаю, так происходит ещё и потому, что мы в целом за то, чтобы оставаться внутри отношений отдельными самостоятельными субъектами (именно поэтому мы всегда снимаем двухкомнатную квартиру, чтобы у каждого была своя рабочая комната). Нас с детства приучают к тому, что хорошие отношения — это когда вы срастаетесь в одно многорукое и многоногое существо, замыкаясь друг на друге. Мы с этим не согласны, поэтому у каждого из нас есть кроме совместной активная отдельная жизнь, событиями которой интересно делиться с партнёром.Тело и сексТело и секс
В нашей семье мы спокойно без стеснения и неловкости говорим о сексе и вообще обо всём, что связано с телом. Мы уважаем тело партнёра и его особенности, спрашиваем, что нравится, а что не нравится, уважаем отказ, ведь «нет — значит, нет». Также мы не имеем права контролировать тело другого, в том числе изменения веса, бьюти-практики, которые человек использует, одежду, которую носит. Мы можем спросить мнения партнёра и учесть его, но наше собственное мнение и комфорт стоят выше. Также мы не считаем, что женщина должна подвергаться давлению стандартов красоты больше, чем мужчина: например, мы оба можем пользоваться косметикой, оба при этом можем не брить ноги — это не воспринимается как что-то «некрасивое».
Мы спокойно обсуждаем менструацию, а иногда мой муж ведет календарь менструации вместе со мной или покупает мне средства гигиены. В нашей семье тело — это не табу, а разговор о теле помогает понять самочувствие партнёра и лучше заботиться о нём. Тело — это не стыдно, а прекрасно и интересно.
Про секс и детей мы поговорили ещё в самом начале отношений. Пока мы оба не хотим детей, но рассматриваем возможность в будущем (может быть, когда ситуация в России станет лучше) взять опекунство над ребенком из детского дома.
Мы не считаем, что деторождение и материнство в 2019 году — это предназначение женщины. Родительство должно быть взвешенным и осмысленным выбором, чтобы любимых детей и счастливых семей было больше. Более того, мы учитываем все риски родов для здоровья женщины (то есть моего здоровья) и для её социализации: женщина, как правило, выпадает на несколько лет из своей жизни. Поэтому мы также договорились, что, если у нас появится маленький ребенок, декретный отпуск мы будем брать поровну с мужем, чтобы разделить эту жертву (а ради ребенка многим приходится жертвовать) на двоих, а не сваливать всё на женщину.Быть в диалогеБыть в диалоге
В нашей семье нет табу и на проявление чувств: мы формулируем, когда нам грустно, плачем, если хочется плакать, просим поддержки, если нуждаемся в ней, спрашиваем, когда не понимаем. Это тоже не зависит от того, кто из нас женщина, а кто мужчина. Ещё мы учитываем внешнее давление, с которым сталкивается партнёр: например, муж поддерживает меня, когда я жалуюсь ему на сексизм, с которым столкнулась, а он не обесценивает проблемы дискриминации женщин и разделяет мое возмущение. Мы находимся в постоянном диалоге: если что-то раздражает, проговариваем сразу, если влюбились в кого-то ещё, рассказываем об этом.
У нас в отношениях нет чувства собственничества и ревности. Мы не контролируем перемещения и социальные контакты друг друга.
Совместная жизнь должна быть свободным выбором, а не принуждением: мы спокойно относимся к тому, что многие отношения между людьми могут быть конечны. Мы не верим в концепцию «второй половинки»: люди могут сойтись, разойтись, встретить кого-то ещё, а от запретов проводить время с другими людьми ваши отношения точно не станут лучше или крепче. Мой муж говорит, что не испытывает ревности потому, что он — первый человек, которому я обо всём рассказываю. Мне кажется, так и работает доверие. Возможно, благодаря такому подходу наши отношения смогут продлиться всю жизнь.А зачем вам бракА зачем вам брак
Мы не считаем, что брак — это высшая точка взаимоотношений между людьми. Наши отношения не изменились от наличия штампа в паспорте — они как были хорошими, так и остались. Романтические отношения — это вообще не что-то непременное и обязательное в жизни, несправедливо и неправильно, что одиноких людей часто жалеют или думают, что с ними что-то не так.
Но брак даёт людям определенные привилегии в нашем обществе, от которых мы решили не отказываться. Я — активистка и публичное лицо, занимаюсь разными общественными проблемами и в связи с этим не чувствую себя в безопасности. Штамп в паспорте гарантирует нашей семье, что в случае чего мужа пустят ко мне в тюрьму или больницу. Увы, мы живем в такое время, когда фоново допускаешь такую возможность и учитываешь риски. К тому же, когда ты девушка и тем более феминистка, тебя редко воспринимают всерьез, а статус «жены» обескураживает людей, которые заранее навешивают на тебя ярлыки. Это тот случай, когда мы присвоили себе что-то якобы консервативное и используем это так, как считаем нужным.Гендерные стереотипыГендерные стереотипы
Итак, главная ценность наших отношений — это равноправие: возможности и обязанности поделены поровну, исходя из навыков и предпочтений каждого. Неравноправие в отношениях часто происходит из-за предрассудков о мужском и женском, то есть из-за гендерных стереотипов. Стереотипы не дают развиваться многим людям, особенно тем, кто понимает, что не хочет в них вписываться, но общество и партнёр ожидают этого от него-нее. Есть мужчины, которые хотели бы вести домашнее хозяйство, но боятся осуждения других мужчин, есть женщины, которые ни разу в жизни ничего не готовили, но стремительно продвигаются по карьерной лестнице и зарабатывают больше мужа, периодически выслушивая, что этим они ущемляют мужское эго, а «настоящие» женщины так себя не ведут. Многие из этих люди не чувствуют себя на своем месте, не чувствуют себя счастливыми.
Я с удивлением обнаружила, что данные по разным странам говорят о том, что, чем выше в стране уровень гендерного равенства (то есть чем меньше стереотипов и больше одинаковых возможностей для мужчин и женщин как в семье, так и в обществе), тем ниже риски домашнего насилия в семье: ведь само домашнее насилие построено на дисбалансе власти между партнерами (как правило, жёны чаще оказываются финансово зависимыми из-за брошенной работы и более уязвимыми из-за детей). В паре, где оба человека равноправны, сложнее представить ситуацию, что один будет пытаться силой подчинить себе другого, а второй будет терпеть либо из страха за свою жизнь, либо потому что некуда идти.
Так что, если бы в шоу «Обмен жёнами» оказалась я, я не стала бы беспрекословно выполнять свои так называемые «женские» обязанности: я бы, прежде всего, начала задавать вопросы моему новому мужу.
Почему ты считаешь, что это должна делать я, а не ты? Почему ты не позволяешь мне ходить на работу? Почему не считаешь домашний труд и уход за ребёнком полноценным трудом? Что мешает тебе самому приготовить нам ужин, пока я пишу статью? Может быть, перераспределим обязанности, исходя из наших возможностей и пожеланий? Почему ты считаешь женщин более второстепенными людьми, чем мужчин? Уверен ли ты, что твоя жена счастлива, спрашиваешь ли ты её об этом?Гендерный челленджс 25 ноября по 10 декабря под эгидой ООН проводится международная акция «16 дней против насилия над женщинами». Акция запустили в 1991 года и ее необходимость обусловлена тем, что пострадавшими от домашнего и сексуального насилия в мире чаще всего являются женщины и девочки, то есть это насилие оказывается гендерно-обусловленным и системным.
Подробнее
в статье и здесь:
vidim0nevidimo.tilda.ws/