23.05.2020 в 11:16
Пишет
Ириска:
Про первую волну исследований психических травм
www.facebook.com/janinabreidaka/posts/322372699...
Janina Breidaka
Про первую волну исследований психических травм
(по книге "Trauma and Recovery", Judith Herman)
•• История одной революции ••
Как заметил историк Марк Микейл (Marc Micale), истерия была "полной драмы медицинской метафорой для всего того, что мужчины считали мистическим и неконтролируемым в женщине".
Как я упоминала, исследования истерии происходили на фоне важных политических изменений. Центральным политическим конфликтом Франции в 19-ом веке было противостояние защитников монархии и республиканцев, которые ратовали за светское государство без влияния Католической церкви.
Со времён революции 1789-го года, семь раз происходила смена власти и вот, в 1870 году, во Франции была основана Третья Республика (1870-1940). В это время отцы-основатели делали всё возможное, чтобы хоть как-то укрепить новую хрупкую демократию. Главным врагом, повторюсь, была Католическая церковь и её идеология.
Республиканцами того времени были мужчины буржуазного класса. Они себя видели как носителей светлых идей просвещения и противопоставляли себя аристократии и клерикалам. В этой борьбе все средства были хороши. Пригождались даже женщины. "Женщина должна принадлежать науке, иначе она будет принадлежать церкви", - говорил Жюль Ферри.
читать дальшеК этому классу просветителей можно отнести и Шарко, Жане, Фрейда и Брейера. Каждый из них в своём месте и в своё время был занят исследованием загадочной женской болезни под названием "истерия".
•• Шарко и Лекции по вторникам ••
Шарко в своей реновированной больнице Сальпетриер был своеобразным "медицинским шоуменом" того времени. Его Лекции по вторникам были схожи с театральными представлениями, которые посещала самая разнообразная публика. На этих лекциях Шарко иллюстрировал понятия истерии живыми пациентками. До исследований Шарко, женщины с истерией считались притворщицами, не поддающимися медицинскому воздействию, разве что воздействию гипнотизёров или целителей.
Несмотря на то, что Шарко демонстрировал травмированных женщин немного как зверюшек в цирке и не очень интересовался их внутренним миром, нужно отдать ему должное - благодаря его стараниям, в стенах больницы Сальпетриер эти женщины могли обрести хоть какое-то убежище от физического и сексуального насилия. Некоторые из них становились даже своеобразными "звёздами" лекций. Шарко называл истерию "великим неврозом" и считал, что его симптомы имеют психологическую природу.
Последователи Шарко хотели превзойти своего учителя в исследовании истерии. Между Жане и Фрейдом наблюдалось особо серьёзное противостояние.
•• Диссоциация и расщепление ••
И Жане, и Фрейд выдвинули одно и то же предположение - для того, чтобы понять женщин с истерией, недостаточно за ними наблюдать и их описывать, нужно ещё и слушать, что они говорят. Похвальная мысль.
В 1890-х годах, после многочисленных и длительных разговорных сессий с истерическими пациентками и Жане, и Фрейд пришли к одному и тому же выводу - истерия вызывается психической травмой. Невыносимые эмоциональные реакции на травматические события приводят к изменённым состояниям сознания, что затем провоцирует возникновение истерических симптомов. Жане называл эти процессы диссоциацией, а Фрейд и Брейер - двойным сознанием, или же - расщеплением сознания.
В это же время, все эти исследователи пришли к пониманию, что от истерических симптомов можно избавиться, если позволить больному человеку вспомнить травматичный опыт и облечь его в слова. Этот метод разговорного лечения Жане назвал "психологическим анализом", а Фрейд и Брейер - "абреакцией" или "катарсисом". Позже Фрейд назовёт этот метод психоанализом.
Крайне интересно, что изначальные исследования Фрейда полны эмпатии по отношению к истерическим пациенткам. В них мы видим мужчину, который старается превозмочь собственные защитные механизмы и слушает. Слушает с невероятным интересом страстного исследователя.
Выслушав массу ужасающих историй о сексуальном и физическом насилии и инцесте, в 1896 году Фрейд пришёл к однозначному выводу. "Я выдвигаю гипотезу, - писал он, - что в каждом случае истерии, в основе лежит единичное или множественное сексуальное насилие в самом раннем возрасте. Эти события можно вытащить наружу с помощью психоанализа даже много лет спустя. Я считаю, что это очень важное открытие - своеобразное нахождение Начала начал* в невропатологии" (в оригинале: "caput Nili", буквально - истоки Нила).
Итак, великое открытие было сделано. Осталось только массово признать масштабы насилия над женщинами и вылечить наконец всех истерических пациенток, сняв с них стигму предрассудков. Что же могло пойти не так?
•• Сексуального насилия не существует ••
Работа Фрейда не была встречена с восторгом в научных кругах. И если исследования сексуального насилия в семьях парижского пролетариата - это ещё куда ни шло, то исследования сексуального насилия в семьях почтенных венских буржуа - это было слишком "ту мач" для того времени.
Признать, что насилие над детьми имеет эндемический характер, то есть, глубоко укоренено в обществе и даже не обсуждается, было абсолютно неприемлемым. Это было не то, что хотели слышать и видеть учёные мужи.
Письма Фрейда явно показывают его растерянность перед этим фактом. Это была явно не та реакция, на которую он рассчитывал. Свои трудом "Этиология истерии" он хотел добиться учёной славы, а получил лишь осуждение и остракизм.
Захочешь жить, ещё не так раскорячишься. В течение года после издания публикации Фрейд отказался от своих идей по поводу травматического происхождения истерии и начал развивать идеи сексуальных фантазий, которые придумывают пациентки и которые не имеют ничего общего с реальностью. Фрейд перестал прислушиваться к словам пациенток и перестал им верить.
Из этих руин травматической теории истерии и родился ранний психоанализ, для которого было характерно отрицание женского видения мира. Несмотря на то, что сексуальность ставилась во главу психоаналитической теории, сексуальное насилие и социальный контекст, который делает это насилие возможным, никогда не считались важными и не рассматривались.
Спустя некоторое время, разговоры об истерии затихли и само расстройство куда-то таинственным образом "исчезло".
•• Но почему? ••
Какая же тут связь между всеми описанными исследованиями и общественным мнением?
Тут нужно понимать, что, несмотря на весь интерес к женской проблематике со стороны указанных исследователей (а истерия была сугубо "женской проблематикой"), все эти мужчины были продуктом своего времени и общественных настроений.
Несмотря на то, что они видели себя как неких спасителей несчастных больных женщин, ни на минуту они не предполагали, что истинное равноправие между мужчинами и женщинами нужно и необходимо. Женщины были объектами исследований, а не субъектами, которые сами могут о себе что-либо рассказать. Нередки были случаи, когда одни и те же мужчины защищали травматическое происхождение истерии с одной стороны и в то же время выступали против доступа женщин к образованию или определённым профессиям.
И если в начале становления новой демократии мужам-основателям было важно "сотрудничать" с любыми оппонентами Церкви, даже с ранними феминистскими движениями, то позже, когда режим стал стабилен и клерикалы были побеждены, эта необходимость отпала.
К тому же, женские голоса становились всё громче. На их фоне становилось всё сложнее играть роль благодушного спасителя женщин, тем более, когда эти женщины начинали тебя критиковать за ограничение их в правах на политическую и научную жизнь.
Что интересно, Жане от своей теории травматического происхождения истерии никогда не отказывался. И что с ним произошло? Его труды были полностью забыты почти на сто лет. И лишь в наше время учёные заново открывают Жане, заново открывают диссоциацию, заново открывают психическую травму и заново начинают говорить о последствии всего этого для человека. Стоит надеяться, что в этот раз они не струсят.
---
На фото - Louise Augustine Gleizes, самая известная пациентка Шарко.
![изображение](https://scontent-hel2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/99111639_3223729877647571_6981037970312658944_n.jpg?_nc_cat=105&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=JycUh1g0XIcAX-ZIQVR&_nc_ht=scontent-hel2-1.xx&oh=190305e566ec8df97154a811a23289fc&oe=5EF05E42)
URL записи
@темы:
Феминизм,
Общество,
Психология