15:36

Про соционику и художественную литературу
(навеяно некоторыми рецензиями и отзывами на художественные тексты)

На заре моей туманной юности довелось мне написать пару фанфиков. А затем дать их людям, в этом деле более опытным, на почитать и заценить. Их отзывы меня на тот момент весьма озадачили. А вот теперь, после многолетнего изучения соционики, кажется, всё начинает становиться на свои места.

Начиная со времён Аушры Аугустинавичюте, в соционике принято разделять людей по типу информационного метаболизма (ТИМ) — то есть того, как человек получает информацию из окружающего мира и как затем эта информация обрабатывается мозгом. Причём именно от ТИМа зависит, какую информацию человек вообще будет обрабатывать, а какую просто отбросит за ненадобностью.

Всего ТИМов выделяют 16. А это значит, что только каждый шестнадцатый будет воспринимать мир примерно так же, как и автор произведения. Восприятие же остальных будет отличаться: у кого-то в меньшей степени, а у кого-то гораздо значительнее.

Основная претензия рецензента моего текста была следующая: мало описаний обстановки. Точнее практически полное их отсутствие. «Ну вот заходит у тебя героиня в помещение — так опиши, как оно выглядит! Какой высоты потолки, какие шторы на окнах... Чтобы атмосферу создать!»

читать дальше

@темы: Соционика, Размышлизмы, Мои статьи, Обо мне, Книги

Комментарии
27.01.2021 в 16:46

true darkness still inside
ЛСИ, Горький.

Нравится в текстах: соответствие повествования главному герою, если оно ведётся в чьём-то фокале или от первого лица. Когда автор понимает и даёт понять нам, какие детали или события происходящего важны именно этому персонажу в именно этой ситуации.
С примерами глухо, потому что я ЧСВшное кю и могу только сказать, что сам стараюсь писать именно так) У других пока встречал подобный стиль только единожды, у со-командника по Дивнозёрью.

Не нравится: обилие рефлексии героев. Когда они не говорят/делают, а пережёвывают собственные мысли и чувства на пару листов текста, да ещё и в разгар диалога или оживлённой сцены, просто вгоняет в тоску)
27.01.2021 в 17:11

Когда автор понимает и даёт понять нам, какие детали или события происходящего важны именно этому персонажу в именно этой ситуации.
Не нравится: обилие рефлексии героев.


Ви из Найт-Сити, спасибо! Получается, что у логика в предпочтениях тоже логика, а этика эмоций в слабых функциях даёт такое же отношение к соответствующему тексту.
27.01.2021 в 17:15

true darkness still inside
Olven, получается да... каждый воспринимает то и так, что и как ему ближе)
27.01.2021 в 18:14

Если долго искать невозможное, совершенно случайно его можно найти.
Olven, не помню точно, но по-моему по результатам типирования вышло Достоевский.В книгах интересны чувства героев, их взаимоотношения. Терпеть не могу описания любого рода — от пейзажей до интерьеров и внешнего вида.
27.01.2021 в 21:16

~Марьяна~, коллега! :friend:
27.01.2021 в 23:13

Bright по RazOOmу
Я где-то читал про литературную тренировку, где одну и ту же сцену нужно было описать с позиции пяти чувств. Что видно, какие при этом звуки, запахи, температура и так далее. Связано это было с тем, что разные люди воспринимают мир по-разному. Кому-то важнее, что именно сказал герой, другому - как дрожал при этом голос, третьему - какое у него при этом было лицо. И задача автора - описать сцену так, чтобы зашло всем. Ну, не всем, но многим.

Мне кажется, и с ТИМами так же. Задача райтера - сделать так, чтобы каждый ТИМ нашёл своё.
27.01.2021 в 23:32

Maestro Carnevale, мне кажется, это нереально. Ну то есть реально написать пять разных текстов про одну и тут же ситуацию с разных позиций и для разных ЦА. Но уместить это всё в одном тексте... Не знаю. Мне кажется, тогда недовольство будет другого плана: "А зачем здесь столько описаний?!", "А зачем так обсасывать чувства героя?!" и т. д.
27.01.2021 в 23:48

Bright по RazOOmу
Olven, полагаю, в этом и есть разница между писателем и графоманом: подать текст так, чтобы он был не нагромождением описаний, а единой органичной структурой.
К сожалению, я тут рассуждаю абстрактно, с конкретными примерами тяжело. Обычно когда я книгу читаю, тут не до записываний, а потом остаётся только чувство смутного восторга (или нет). Могу примерно авторов назвать, которые мне нравятся, а тексты - нет.
С Тимом моим всё нипанятна, меня постоянно типируют в разное.
29.01.2021 в 16:59

Bright по RazOOmу
Вот, нашёл у Одонаты то, что я примерно имел в виду:

«Резала фрукты. Показалось, что нож отдает чем-то, что резалось до. Сполоснула от оранжевых капель сока, принюхалась. «Хм.. Пахнет как обычно. Запах стали». И зависла над словосочетанием «Запах стали». В голове пронеслись мотивы героического романа про жестокость, любовь, холод и честь. Так и стояла в окружении приторно-сладких ароматов манго и ананаса с огромным ножом в руке, всматривалась в лезвие и пела сама себе что-то Хелависиным голосом в голове.»
30.01.2021 в 00:03

Wellcome, King Midas!:)
Я Гексли, и я не люблю читать)))
30.01.2021 в 02:08

andelyta
Я тоже не фанат прямого высказывания, мне надо чтобы флейта блеснула серебром)) Хотя все очень зависит от контекста, конечно.
Вообще (безотносительно соционики, в которую я не верю) на всех семинарах, курсах и в институте прямое высказывание явно осуждалось за то, что оно не вызывает ощущения остранения. А именно остранение дает возможность заново взглянуть на мир незамыленным взглядом. Именно прочитанная в словах новизна мира дарит людям счастье от чтения.
31.01.2021 в 13:30

"Будь добрее, чем принято, ибо у каждого своя война, бои и потери". Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Считаю, что любая критика субъективна, не всегда справедлива и зависит от того, кто критикует. Возможно, и от его ТИМА, и от его культурного уровня. И вообще, то, как читатель видит текст, говорит и об этом самом читателе.
И согласна, что каждого писателя найдет свой читатель.

читать дальше