На всякий случай продублирую ещё и здесь.
читать дальшеУ Кураева мне когда-то попалась такая история: ""Когда я только поступил в семинарию, выяснилось, что один из моих одноклассников - комсомолец. Начали его спрашивать - как ты мог?! А он в ответ: "А что такого?" Ну как же, ВЛКСМ - атеистическая организация! С чего, спрашивает, вы это взяли? Так устав обязывает члена ВЛКСМ бороться с религиозными предрассудками. А он отвечает: это моя первейшая обязанность христианина - бороться с предрассудками. И с точки зрения логики спорить было трудно".
Так вот, как пожизненная пионерка, я определяю основную цель постановки как БОРЬБУ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ПРЕДРАССУДКАМИ. Образы персонажей - очень жизненные, подобные примеры ежедневно у нас на виду. Но очень многие люди воспринимают подобное поведение как норму. Наша задача - показать, что это НЕ НОРМАЛЬНО.
Например, Крисания - типичная неофитка, из тех, кто второй день как уверовал, но уже всех вокруг стремятся обратить в свою веру. Причём, абсолютно не разбираясь, кто перед ними и что этот человек сам хочет. Бог насильно никого спасти не может, а такие люди - пытаются. За чёрным магом Крисания не видит живого человека.
Образ Короля-Жреца как будто списан с приходских бабушек, которые встречают человека на пороге храма и уже очень и очень многих отвадили от Церкви и от Бога своими придирками о том, что не так посмотрел, не там встал и т.д. Прямо в соответствии со словами: "Чтоб камень - и тот не отбрасывал тени, весь мир он по камню готов разнести".
Эпизод в библиотеке - это вообще типичный пример сектантской вербовки. Рейстлин задаёт Крисании только те вопросы. на которые она может ответить утвердительно, а спорные истины просто констатирует, будто сами собой разумеющиеся.
А ещё Рейстлин - это человек, которому катастрофически не хватает любви. Настоящей любви, а не того суррогата, влюблённости, который ему предлагает Крисания. Именно в этом она кается в конце книги, когда "прозревает" и говорит: "Рейстлин, прости!"
Ну и, разумеется, нельзя не пройти мимо темы жажды власти, о чём мечтает, в той или иной степени, чуть ли не каждый человек. Власть - это не только большие права, но ещё и огромная ответственность "за тех, кого приручил". Иначе мир погибнет.
Ещё один образ, который нужно развенчать - это образ ада. Почему-то многие считают, что ад - это место, где черти жарят людей на сковородках, а злой Бог это допускает (потому и злой). О настоящем смысле ада я уже говорила в теме про кошмары.
То есть, постановка - это в первую очередь МИССИОНЕРСКИЙ проект. Фактически мы должны выполнить ту же роль, что и Такхизис в мюзикле (в моём понимании): заставить человека взглянуть правде в глаза. Верить в Бога и ходить в Церковь - это личное дело каждого человека, но он должен понимать, где настоящее христианство, а где - псевдовера и псевдоблагочестие. Чтобы решение человек мог принять не на основе таких вот искажённых представлений.
А ещё надо показать, что фэнтези как жанр - никакая не ерунда и не сатанизм по умолчанию. А то некоторые на всю голову православнутые люди от одного слова "фэнтези" шарахаются... Может быть, это и будет сверхзадачей?
читать дальшеУ Кураева мне когда-то попалась такая история: ""Когда я только поступил в семинарию, выяснилось, что один из моих одноклассников - комсомолец. Начали его спрашивать - как ты мог?! А он в ответ: "А что такого?" Ну как же, ВЛКСМ - атеистическая организация! С чего, спрашивает, вы это взяли? Так устав обязывает члена ВЛКСМ бороться с религиозными предрассудками. А он отвечает: это моя первейшая обязанность христианина - бороться с предрассудками. И с точки зрения логики спорить было трудно".
Так вот, как пожизненная пионерка, я определяю основную цель постановки как БОРЬБУ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ПРЕДРАССУДКАМИ. Образы персонажей - очень жизненные, подобные примеры ежедневно у нас на виду. Но очень многие люди воспринимают подобное поведение как норму. Наша задача - показать, что это НЕ НОРМАЛЬНО.
Например, Крисания - типичная неофитка, из тех, кто второй день как уверовал, но уже всех вокруг стремятся обратить в свою веру. Причём, абсолютно не разбираясь, кто перед ними и что этот человек сам хочет. Бог насильно никого спасти не может, а такие люди - пытаются. За чёрным магом Крисания не видит живого человека.
Образ Короля-Жреца как будто списан с приходских бабушек, которые встречают человека на пороге храма и уже очень и очень многих отвадили от Церкви и от Бога своими придирками о том, что не так посмотрел, не там встал и т.д. Прямо в соответствии со словами: "Чтоб камень - и тот не отбрасывал тени, весь мир он по камню готов разнести".
Эпизод в библиотеке - это вообще типичный пример сектантской вербовки. Рейстлин задаёт Крисании только те вопросы. на которые она может ответить утвердительно, а спорные истины просто констатирует, будто сами собой разумеющиеся.
А ещё Рейстлин - это человек, которому катастрофически не хватает любви. Настоящей любви, а не того суррогата, влюблённости, который ему предлагает Крисания. Именно в этом она кается в конце книги, когда "прозревает" и говорит: "Рейстлин, прости!"
Ну и, разумеется, нельзя не пройти мимо темы жажды власти, о чём мечтает, в той или иной степени, чуть ли не каждый человек. Власть - это не только большие права, но ещё и огромная ответственность "за тех, кого приручил". Иначе мир погибнет.
Ещё один образ, который нужно развенчать - это образ ада. Почему-то многие считают, что ад - это место, где черти жарят людей на сковородках, а злой Бог это допускает (потому и злой). О настоящем смысле ада я уже говорила в теме про кошмары.
То есть, постановка - это в первую очередь МИССИОНЕРСКИЙ проект. Фактически мы должны выполнить ту же роль, что и Такхизис в мюзикле (в моём понимании): заставить человека взглянуть правде в глаза. Верить в Бога и ходить в Церковь - это личное дело каждого человека, но он должен понимать, где настоящее христианство, а где - псевдовера и псевдоблагочестие. Чтобы решение человек мог принять не на основе таких вот искажённых представлений.
А ещё надо показать, что фэнтези как жанр - никакая не ерунда и не сатанизм по умолчанию. А то некоторые на всю голову православнутые люди от одного слова "фэнтези" шарахаются... Может быть, это и будет сверхзадачей?
@темы: Размышлизмы, "Последнее испытание", DragonLance, Проекты
имхо, особенно актуально про Крисанию, из которой пытаются слепить либо несчастную овечку-жертву предательства, либо величайшую героиню, опять таки жертву предательства. Но ведь таких добровольцев-миссионеров много. Молодость, тщеславие, желание всем
тыкнуть под носпоказать свою веру.и тема Бездны, да. тут как с богартом, он для каждого свой.
Что касается Короля-Жреца, лично мне здесь все ясно. Фанатизм в НАШЕМ мире был есть, и, эх. будет. а про бабулек ,вы правильно отметили. Эти блюстительницы ИСТИНЫ (вот только почему именно так - истина, они сказать не могут. и не смогут) кого хочешь, за нее заплюют и будут "во имя Бога".
если я тут со своим мнение не в тему, извините
А восхвалять там и некого. Единственный положительный персонаж - Тика...
Но ведь таких добровольцев-миссионеров много. Молодость, тщеславие, желание всем тыкнуть под нос показать свою веру.
Увы... испытала на собственной шкуре... Потому мне, с одной стороны, близок образ Крисании, а с другой - не хочу, чтобы ещё кто-то наступил на те же грабли.
про бабулек ,вы правильно отметили.
С бабульками воюем, как умеем. Одна (повариха в трапезной) уже не выдержала, пришла к настоятелю: "Я увольняюсь, на меня тут колдуют!" Он, услышав такой бред, сию же минуту ей заявление подписал. Теперь у нас на кухне "свой человек".
Зато на дверях храма сняли бумажку "Вход женщинам в брюках воспрещён" и написали: "Сёстры, дежурные платки и юбки находятся там" (и стрелка). Прогресс! А ведь сколько мы бились...
если я тут со своим мнение не в тему, извините
Как раз в тему. Но ещё лучше - если бы вКонтакте и развивать мои идеи дальше. Кстати, ко мне прекрасно можно обращаться на "ты".
Прозрение Крисании дарует не она. Крисания прозревает сама, Такхизис лишь констатирует: "Как наживку проглотила легко!" И тут только от самой Крисании зависит, как ей поступить дальше: отчаяться и обвинить Паладайна, который это допустил, или же переосмыслить свои поступки и понять, в чём же она сама была не права.
С Рейстлином - аналогично. Такхизис ему открывает глаза на его чувства к Крисании, но исключительно с целью: "Не говори, что тебя не предупреждали". Выбор - за Рейстлином. Но такое "открывание глаз" доводит его до истерики, потому что он, несмотря ни на что, отказывается признать свои чувства.
Такхизис - несомненное зло. Но зло не активное, а пассивное (возможно, в силу того, что она заперта в Бездне, где особо не разгуляешься). Она никому не строит пакости, она просто использует уже существующие людские пороки в своих целях - кто ж виноват, если Рейстлин добровольно идёт в Бездну, чтобы выпустить Такхизис? А то, что она в конце говорит: "Не ты ли хотел быть один?" - так это вовсе не по доброте душевной, а исключительно для самооправдания - мол, я-то тут ни при чём, сам натворил - сам и расхлёбывай.
Так что в противоречие с идеей это никоим образом не вступает. Точнее, даже наоборот, позволяет раскрыть ещё одну очень хорошую идею: "Почему же добрый Бог попускает зло?" Да потому, что зло, само того не желая, может тоже сослужить пользу. Как добрыми намерениями Крисании оказалась устлана дорога в Бездну, так и картина гибели мира помогает Рейстлину пройти последнее испытание.
А получается, что Тэе всего лишь "бес на левом плече". Такхизис поменяться не может, т.к. она богиня. Рейстлин меняется, Карамон, Крисания, а она-то как может? Она была и останется злом в высшей степени.
И ещё. Крисания не предлагает Рейстлину суррогат любви - опять же, я не могу с этим согласиться. Суррогат был в начале, когда Рейстлин "вырастил" эту любовь. Во что это превратилось? В то, что они полюбили друг друга.
А ты говоришь предрассудки. Я здесь вижу предрассудки, если честно. Это, конечно, интересное видение, но неверное, на мой взгляд.
Такхизис, мне кажется, не «внутренние противоречия человека», просто она этими противоречиями пользуется очень умело. Но противоречия - внутри человека, а Такхизис - она всё-таки извне.
А она и не должна меняться. И богиня зла - это и есть, по большому счёту, "бес на левом плече". Отличие в том, что если у беса цель более конкретна - погубить душу человека, то Такхизис, по-моему, всё равно, что будет с Рейстлином и Крисанией, когда они откроют ей врата. У Такхизис здесь свой интерес - ей надо выйти из Бездны.
Кстати, в мюзикле эта тема достаточно размыта - почему Рейстлин хочет стать богом, но спускается в Бездну. И не читавшему книгу сложно понять, кто и как там воевать хочет и на чьей территории. И врата Рейстлин запер конкретно для того, чтобы Такхизис не вышла, в книге мир погиб как раз из-за неё, а в мюзикле - идея хоть и хорошая, но в ней много белых пятен.
«Суррогат был в начале, когда Рейстлин "вырастил" эту любовь. Во что это превратилось? В то, что они полюбили друг друга.»
Сказать точнее, они влюбились друг в друга. По-настоящему полюбила Крисания уже после прозрения. Поэтому она и говорит: "Я использовала его, чтобы тешить свою гордость, свое тщеславие! Моя тьма делала окружавший его мрак еще более глубоким". То есть "любовь" эта была не настоящей, эгоистичной. И за это она просит у него прощения:
– Прости меня, Паладайн... – пробормотала Крисания и вздохнула.
Послышался еще один вздох:
– Рейстлин...
И еще один, совсем тихий:
– ...прости...
Точно так же и Рейстлин - да, она был влюблён, но если бы любил - никогда бы не бросил Крисанию, не стал бы её использовать, как вещь.
Если бы не любовь к Крисании, Рейстлин бы никогда не... впрочем, я приведу цитату.
« Маленькое тело Бупу из племени овражных гномов лежало перед ним; черты ее чумазого лица заострились, щеки запали, а зрачки расширились от страха. Узнав Рейстлина, Бупу отпрянула от него в совершенном ужасе.
- Бупу! - в отчаянии закричал Рейстлин, хватая ее за грязное платьице. - Ты забыла меня? Помнишь, ты подарила мне книжку и большой изумруд...- Рейстлин порылся в своих кошельках и извлек оттуда мерцающий зеленый камень. - Вот он, Бупу, вот твой "маленький камешек"! Возьми его, он защитит тебя!
Бупу потянулась к изумруду, но глаза ее вдруг остекленели, и Рейстлин вложил камень уже в мертвые, сведенные последней судорогой пальцы.
- Нет! - страшно закричал Рейстлин и почувствовал на плече руку Карамона.
- Оставь ее в покое, - хрипло приказал гигант, отшвырнув Рейстлина в сторону.- Или тебе мало того, что ты с ней уже сделал?
В руке Карамона снова появился меч, и от его яркого блеска у Рейстлина начали слезиться глаза. Тело Бупу расплылось, и маг увидел на его месте Крисанию, увидел такой, какой он оставил ее у столба казней, с обугленной кожей и выжженными глазами.
Пусто... пусто... внутри ничего нет... Ничего? Что-то шевельнулось в уголке - что-то совсем маленькое, жалкое, и все же... Душа Рейстлина протянула руки... и пальцы мага коснулись тела
Крисании.
- Она не умерла,- прошептал он.- Еще не умерла...
- Да. - Карамон поднял меч. - Оставь ее. Дай ей умереть в мире!
- Она останется жить, если ты вынесешь ее через Врата.
- Да, она останется жить, - с горечью кивнул гигант. - И ты тоже,
Рейстлин. Я вынесу Крисанию из Врат, а следом за нами придешь ты!
- Спаси ее!
- Нет. - Карамон упрямо покачал головой. С лицом бледным от горя и гнева, он шагнул вперед
и занес меч.
Рейстлин взмахнул рукой. Карамона словно парализовало, и он застыл на полушаге, подняв клинок к темнеющему небу.
-Возьми Крисанию, возьми вот это и ступай! - Маг поднял свой посох и протянул Карамону. Хрустальный шар на его конце засиял белым магическим светом - чистым и ярким, - разогнавшим мрачные сумерки Бездны и осветившим всех троих.
Карамон колебался и хмурил брови.
- Бери же! - выкрикнул Рейстлин и закашлялся, чувствуя, как стремительно покидают его силы.- Бери...- выдавил он из себя между двумя приступами кашля, согнувшего его пополам.- Когда выйдешь... с той стороны - воспользуешься им, чтобы замкнуть Врата.»
Вот так. Это была любовь. Самая настоящая.
Отличие в том, что если у беса цель более конкретна - погубить душу человека, то Такхизис, по-моему, всё равно, что будет с Рейстлином и Крисанией, когда они откроют ей врата. У Такхизис здесь свой интерес - ей надо выйти из Бездны.
Это-то и так понятно, это понятно после прослушивания мюзикла. Но ты говоришь о твоей концепции постановки. И по ней получается, что Такхизис не имеет собственных интересов, она только раздаёт пендали попавшимся под руку (ногу) Крисаниям, Рейстлинам...
Кстати, в мюзикле эта тема достаточно размыта - почему Рейстлин хочет стать богом, но спускается в Бездну. И не читавшему книгу сложно понять, кто и как там воевать хочет и на чьей территории. И врата Рейстлин запер конкретно для того, чтобы Такхизис не вышла, в книге мир погиб как раз из-за неё, а в мюзикле - идея хоть и хорошая, но в ней много белых пятен.
На самом деле всё довольно понятно. "Вдали от поля битвы маг и жрица о многом говорили...". Ну и т.д.. Рейстлин говорит, что он хочет злом уничтожить зло. Т.е. попросту убить Такхизис. И стать богом, но Крисании он этого не сообщает (по мюзиклу).
Это было уже после того, как... Крисании, чтобы полюбить по-настоящему, нужно было пройти через предательство Рейстлина. Рейстлину - через испытание "Властелином Ничего".
Это-то и так понятно, это понятно после прослушивания мюзикла. Но ты говоришь о твоей концепции постановки. И по ней получается, что Такхизис не имеет собственных интересов, она только раздаёт пендали попавшимся под руку (ногу) Крисаниям, Рейстлинам...
Просто в этом вопросе я полностью согласна с оригинальным мюзиклом, поэтому и не заостряю внимание. Я писала про цели и задачи постановки - а раскрыть характер и мотивацию Такхизис я целью не ставила. Точно так же, как и, например, Короля-Жреца: да, он есть, и его образ влияет на события, но копаться в его психологии, пытаться понять его мотивы - мне это неинтересно. Поэтому я и говорю, что для меня они как бы и не персонажи вовсе.
Рейстлин говорит, что он хочет злом уничтожить зло. Т.е. попросту убить Такхизис. И стать богом, но Крисании он этого не сообщает (по мюзиклу).
Он не только Такхизис убил, он "сразил богов иных". Если бы только Такхизис - он занял бы её место и стал бы тёмным богом, воплощением зла, как она. Эти намёки в мюзикле могут быть понятны тому, кто читал книгу (собственно, об этом я тоже писала: например, с чего Карамон говорит: "Твоя затея мне не по душе: спускаться в Бездну, становиться богом..."? Откуда он это знает, если Рейстлин сказал только, что мать звала его в могилу? И таких нестыковок немало).