Часть 1. «Это неправильные пчёлы!»
Начало«С виду мистер Уолтерс был очень серьезен, а в душе честен и искренен; он так благоговел перед всем, что свято, и настолько отделял духовное от светского, что незаметно для себя самого в воскресной школе он даже говорил совсем другим голосом, не таким, как в будние дни. Свою речь он начал так:
- А теперь, дети, я прошу вас сидеть как можно тише и прямее и минуту-другую слушать меня как можно внимательнее. Вот так. Именно так и должны себя вести хорошие дети. Я вижу, одна девочка смотрит в окно; кажется, она думает, что я где-нибудь там, - может быть, сижу на дереве и беседую с птичками. (Одобрительное хихиканье.) Мне хочется сказать вам, как приятно видеть, что столько чистеньких веселых детских лиц собралось здесь для того, чтобы научиться быть хорошими». Марк Твен. Приключения Тома Сойера.
В детстве все мы зачитывались приключениями озорного Тома Сойера, восхищались его проделками и искренне сопереживали, когда за это ему доставалось от тёти Полли. Но, став взрослыми, почему-то все родители хотят видеть своих детей такими же примерными, аккуратными и внимательными, как Сид и Мэри.
Одной из самых распространённых причин, почему родители приводят своих детей в воскресную школу, становится их поведение: эти дети настолько неуправляемы, что не слушаются ни родителей, ни учителей. У бедных родителей остается последняя надежда: может быть, их отпрыски хотя бы Бога бояться будут? Страх Божий, как известно, всегда был весомым аргументом. И вот тут-то всех – и родителей, и педагогов – подстерегает первая очень коварная ловушка: почему-то, переступив порог воскресной школы, их чада не становятся в мгновение ока идеальными. Более того: другие дети тоже особым благочестием не отличаются. А как же послушание? Как же смирение? Где опущенные долу очи? Разве это вообще христианство?!
Когда в далёком 2002 году я пришла в воскресную школу, то через очень короткий промежуток времени заметила одну странность: наши воспитанники заметно отличались своим поведением от сверстников из неверующих семей… в худшую сторону! Признаться, поначалу я была несколько шокирована. А вот более опытные педагоги ничуть не удивлялись, будто так и должно быть. Прошёл год, другой, третий… ничего не менялось! Наши подопечные всё так же с дикими визгами носились по кабинетам, кто-то весь урок мог просидеть под партой, кто-то во время рассказа учителя мог встать и пойти бродить по классу, а кого-то сидящая за задней партой бабушка (без её присутствия внук просто срывал урок) почти в открытую подкармливала конфетами и печеньем.
Сейчас, спустя восемь лет, ситуация улучшилась ненамного. Но глядя на наших выпускников, которым сейчас по 17-19 лет, и сравнивая их с «обычной» молодёжью, я стала замечать ощутимую разницу: это другие дети. Внешне они ничем не выделяются из толпы сверстников. Но когда байкер в косухе с заклёпками заходит в храм поставить свечку – за тех, кто в пути, и за тех, кто уже не вернётся, - а в его взгляде ты видишь искреннюю и глубокую веру, когда на молодёжной вечеринке перед тем, как сесть за стол, нескладными подростковыми голосами они поют «Отче наш», когда не мыслят своей жизни без Бога, а в храм и в воскресную школу бегут как в родной дом – тогда начинаешь понимать, что годы усилий не прошли даром.Это наблюдение позволило мне вывести
первое правило православного педагога:
НЕ ЖДИТЕ МГНОВЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА
Духовная жизнь – штука очень сложная: недостаточно просто выучить правило, как в математике или русском языке, чтобы тут же начать его применять. Правила духовной жизни надо прочувствовать, пропустить через себя. Они начинают действовать только тогда, когда из внешних, данных кем-то правил, превращаются в твои собственные. А это требует времени, и немалого. И одна из очень серьёзных ошибок – это требование от детей строгого соблюдения норм поведения, когда они ещё не понимают, почему следует поступать так, а не иначе. Речь, разумеется, не идёт о ситуациях, связанных с непосредственной угрозой для детей: выглядывание в раскрытое окно на третьем этаже, катание по перилам или швыряние камнями друг в друга в процессе игры должны пресекаться жестко и немедленно (разумеется, разъяснительная работа в этих случаях тоже лишней не будет). Но громкие крики и беготня по коридорам на перемене, выкрики с места на уроке из-за желания, чтобы выслушали именно тебя, или (о ужас!) открытое несогласие с позицией учителя – это те случаи, при регулярном повторении которых катастрофы не произойдёт. Неприятно, конечно – но потерпеть стоит.
«А чего ради? – спросите вы. – Сказано – нельзя, значит, нельзя! Дети обязаны слушаться старших, а уж для православных детей – послушание превыше всего!»
И вот здесь возникает вторая очень коварная ловушка: а что вообще такое это загадочное слово «послушание»? Об этом мы поговорим в следующий раз.
--------------------------
Уважаемые читатели! Пожалуйста, не забывайте оставлять свои впечатления от моих заметок, особенно если вы с чем-то не согласны - ведь в споре (грамотном споре, конечно!), как известно, рождается истина. И вместе мы сможем построить настоящую воскресную школу XXI века!
Православный образовательный центр Трёх Святителей