Эпидемия осуждения (ВИДЕО) Протоиерей Александр Ильяшенко
Как-то я принимал исповедь, и так получилось, что подряд ко мне подошли три женщины, и каждая, исповедавшись и, не дав мне и рта раскрыть, сказала: "Вы, наверное, думаете…" Я ответил: "Знаешь, милая моя, пожалуйста, не утверждай никогда, что я думаю то, что ты думаешь. Мне это в голову даже не приходило".
Мне кажется, вот тебе ещё на подумать хорошо пойдёт - особенно про Сеню:
www.matrony.ru/senya-beregi-golovu/
www.matrony.ru/ya-ustanu-i-nebo-upadet/
Я сейчас гружусь вот над этими словами:
Да, но вы мне скажете: “А если мой брат неправ? Неужели правильно, чтобы он делал со мной все, что хочет?”. Конечно, да! Это правильно и естественно, потому что человек поступает в соответствии со своим характером. Он ведет себя так, как вели себя его папа, мама, в соответствии со своими наследственными качествами, с жизнью, которой он до сих пор жил. Всё это падает на меня. То, что, собственно, могу я сделать, – это принять каждого как он есть, и особенно, когда он меня не понимает, когда идет против меня, – потому что это может сделать меня святым».
Вот и думаю: получается, что в этом случае - каждый за себя? Неважно, кто и что со мной делает, главное - смиряться и достигать святости. А неправота того человека - это сугубо его проблемы, хочет свою жизнь испортить - меня это не должно волновать, сам за свою жизнь отвечать будет, главное - мне самой стремиться стяжать святость. Как тут мне сказали, "потешить свою филантропию".
Другой вопрос в том, на кой мне эта святость - такой ценой. Ценой чужой гибели.
А статьи по твоим ссылкам меня вообще привели в полнейшую растерянность.
Во-первых, это - слова, написанные об общежительном монастыре. Специфика отношений между людьми там понятна. Во-вторых, речь не идёт, мне кажется, о том, чтобы спасаться только самому, а о внутреннем отношении к человеку. Иными словами, нельзя допускать, чтобы причинённое тебе зло закрывало от тебя человека в человеке, нельзя допускать окончательного отождествления человека с его поступком. Как старец Паисий писал: нужно творить суд не человеческий, но Божий. Мы ведь не очищаем душу тем, что будем молча терпеть все обиды, заклеив рот скотчем, а внутри копя гнев, обиду и прочее? Да и речь здесь не идёт о людях, конкретно уродующих свою жизнь.
Другое дело, что бывают случаи, когда мы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ МОЖЕМ НИЧЕГО. Ну разве что назвать зло злом, и неправду - неправдой (об этом Седакова пишет в самом начале). И вот в таком случае вступает, мне кажется, столь любимое у нас слово "смирение". Смирение в том смысле, чтобы принять себя таким, какой ты есть - бессильным, слабым, неспособным сделать что-то ещё, неспособным больше всё это терпеть. Не простить, но именно принять, потому что это правда.
Мне кажется, вот этот материал будет здесь очень в тему: www.pravmir.ru/valerij-panyushkin-vs-o-sergij-k...