Фрагмент биографического фильма «Сотворившая чудо» (1962) о воспитании Элен Келлер — слепоглухой девочки, впоследствии первой среди людей с её диагнозом получившей высшее образование и ставшей писательницей, лектором и политической активисткой.
К большому сожалению, проблема, отражённая в эпизоде, касается и вполне здоровых детей. Матери проще «заткнуть» ребёнка чем-нибудь, будь то вкусняшка, а в последнее время всё чаще — компьютер или планшет. Чадо ведёт себя спокойно — а что ещё надо?..
Но давайте взглянем с другого ракурса: как выглядит ситуация глазами самого ребёнка? Он капризничает, не подчиняется — и за это получает лакомство или игрушку. Один раз, другой, третий... И малыш делает вывод, что достичь желаемого можно не хорошим поведением, а, напротив, непослушанием и истериками. Таким образом родители сами формируют у детей привычку к буйству и нарушению общественных норм — раз за разом невольно подкрепляя неправильное поведение.
Было бы разумнее изменить подобную стратегию воспитания, но… Маме гораздо важнее успокоить ребёнка «здесь и сейчас». И мало кто задумывается о перспективах. Но для чего мы воспитываем детей, как не для будущей самостоятельной жизни?..
Или всё-таки для себя и собственного удобства?
К большому сожалению, проблема, отражённая в эпизоде, касается и вполне здоровых детей. Матери проще «заткнуть» ребёнка чем-нибудь, будь то вкусняшка, а в последнее время всё чаще — компьютер или планшет. Чадо ведёт себя спокойно — а что ещё надо?..
Но давайте взглянем с другого ракурса: как выглядит ситуация глазами самого ребёнка? Он капризничает, не подчиняется — и за это получает лакомство или игрушку. Один раз, другой, третий... И малыш делает вывод, что достичь желаемого можно не хорошим поведением, а, напротив, непослушанием и истериками. Таким образом родители сами формируют у детей привычку к буйству и нарушению общественных норм — раз за разом невольно подкрепляя неправильное поведение.
Было бы разумнее изменить подобную стратегию воспитания, но… Маме гораздо важнее успокоить ребёнка «здесь и сейчас». И мало кто задумывается о перспективах. Но для чего мы воспитываем детей, как не для будущей самостоятельной жизни?..
Или всё-таки для себя и собственного удобства?
А с другой стороны, родители тоже люди. И тоже живут в то время, как воспитывают детей. Ошибаются, имеют очень ограниченные ресурсы и собственные проблемы и сложности.
Поэтому я не думаю, что идеальные родители, которые всегда готовы ответить на потребности ребёнка и всегда думают только о его благе, существуют.