17:47

Знаю многих учителей начальных классов, которые под обменом опытом с коллегами подразумевают обмен всевозможными заданиями, упражнениями, играми — всем тем, что может пригодиться в учебном процессе. Такие педагоги с завидным упорством прочёсывают книги и Интернет в поисках чего-нибудь «новенького», чем можно было бы занять их подопечных.

Когда-то давным-давно, в бытность мою студенткой педагогического университета, я тоже так считала: главное — собрать как можно больше упражнений и заданий на все темы учебной программы. И мы, студенты вуза, очень завидовали выпускникам педучилища, пришедшим к нам после третьего курса.

У них было, казалось бы, всё: куча заданий, наглядных пособий, игры, загадки, всевозможные разминки и конкурсы… Всё это им давали в училище, тогда как нас нещадно грузили теорией.

Однажды мы не выдержали и пожаловались одной из преподавательниц: ну как так, мы же ВУЗ, а получаем знаний гораздо меньше… Ответ этой мудрой женщины я запомнила на всю жизнь.

Она сказала: «Не завидуйте им. Их образование — прикладное. Да, у них есть много заданий и упражнений. Но это не главное. Главное — это понимать, для чего ты применяешь то или иное задание, чему оно научит ребёнка, какой именно компонент навыка поможет сформировать. Вот этому вас и учат. И, понимая цель, найти средства вы всегда сможете. И даже не только подберёте готовые упражнения, но и придумаете свои собственные. Вам дают самое главное, а остальное приложится».

И в дальнейшем жизнь показала правоту такой позиции. Когда я учу с ребёнком правило, я вижу, какой из этапов в освоении навыка у него западает, и могу хоть из головы диктовать словосочетания. Главное, что я знаю, какими именно должны быть слова в упражнении и по какому принципу их «выдумывать».

А педагоги, с которыми ребёнок занимался до меня, заваливали его горами упражнений из серии «спиши, вставь пропущенные буквы», но писать грамотно диктанты ему это, увы, совершенно не помогло…

А как вы считаете, надо ли учителю иметь в своей «педагогической копилке» как можно больше самых разнообразных заданий? Или «лучше меньше, да лучше»?

@темы: Педагогика

Комментарии
14.01.2018 в 17:58

Терпеть не могу героев! Вечно у них в ножнах чешется. (Г.Л. Олди)
пед.образование у меня второе, вместе с нами учились и выпускницы пед.училищ. и вот они жаловались, что болтовни нам болтают много разной, а конкретики не дают. именно так, нам философскую базу закладывали, понятийную, на стыке медицины, психологии, педагогики (у нас корр. педагогика).
и вот, педагог думающий думает о том, зачем он делает, и почему, а уж что делать придумывается прям на ходу исходя из подручных материалов и особенностей ребенка.
14.01.2018 в 18:03

Искусство - это любовь, ставшая достоянием публики. // Любовь строит мостик, а не стену. (с) Sense8
Мой опыт и мой склад ума однозначно говорят: усвой принципы, а практику из них выведешь. Это не только педагогики касается. Чему бы я ни училась, между "вызубрить много-много" и "разобрать систему" - первое всегда бесполезно.
Когда преподавала, тоже запасалась всяким, а использовала в итоге процентов десять из захапанных материалов. Так что...
Другое дело, что вот то, что вам сказала преподаватель, должно говориться вообще с самого начала и почаще. Но преподаватели редко, к сожалению, обозначают студентам цели и границы курса((
14.01.2018 в 18:24

Ириска, Luchiana, :friend:

Я недавно вела вебинар для учителей. Задаю вопрос: «Глагол "лететь" какого спряжения? Поставьте цифру 1 или 2». Так мнения разделились примерно поровну! И это учителя! Можно представить, чему они детей могут научить...

и вот они жаловались, что болтовни нам болтают много разной, а конкретики не дают.

Потому что в их понимании "конкретика" - это вот тот самый набор упражнений: хочешь научить детей этой теме - дай им такие-то и такие-то упражнения, а ещё можно такое и вот такое... А мне хочется спросить, как тому ежику из мультика: "А зачем?"

и вот, педагог думающий думает о том, зачем он делает, и почему, а уж что делать придумывается прям на ходу исходя из подручных материалов и особенностей ребенка.

Именно так! Иначе и не получается.

Другое дело, что вот то, что вам сказала преподаватель, должно говориться вообще с самого начала и почаще. Но преподаватели редко, к сожалению, обозначают студентам цели и границы курса((

Нам говорилось и сначала. Другое дело, что в сравнении оно выходит как-то особенно наглядно.