Твиты от Раскольникова: чем заменить тоскливые сочинения на уроках литературы Автор: Бедная Лиза Филолог; преподаватель creative writing; лектор (курсы по русской и зарубежной литературе, литературному мастерству). Два высших образования: 1. по академической филологии (специализация «Русский язык и литература») и 2. по творческому ее приложению (Литинститут им. Горького, отделение «проза»). Почти кандидат наук с диссертацией по "Гарри Поттеру"
Стандартные уроки литературы с шаблонными сочинениями не просто убивают желание читать книги. Они уничтожают нормальное читательское восприятие. Но вместо этих самых сочинений можно предложить детям что-нибудь поинтереснее. Например, написать художественный текст по мотивам текста. То есть фанфик (да, фанфик — это не только «50 оттенков серого»). читать дальше Заявляю с порога: я не буду ни убеждать вас, что без фанфиков современному учителю никуда, ни кричать, что фанатская литература — это деградация и разврат. Я просто хочу порассуждать о плюсах и минусах использования фанатских текстов на уроках литературы — потому что фанатская литература существует в жизни современного молодого человека, хотим мы того или нет.
Фанфикшн — это литературное творчество поклонников произведений популярной культуры, создаваемое на основе этих произведений в рамках интерпретативного сообщества (фандома)[1]. Иными словами, это написание текстов по мотивам впечатлившей книги или фильма.
Фанфикшн отражает то, что творится в голове у читателя в тот момент, когда он читает. Все мы порой фантазируем, как дальше сложатся судьбы героев, порой не соглашаемся с автором и мысленно прописываем свою версию событий. Фанфики являются результатом этих мысленных операций, текстуально запечатлённым откликом читателя/зрителя на произведение. Фанатский текст отражает то, как читатели разных возрастных групп, разных национальностей, пристрастий, разного уровня образованности воспринимают литературное произведение.
Меня часто спрашивают: каково количество «этих ваших фанфиков»? Пятьдесят? Сто? Больше, больше. Намного больше. Приведу весьма приблизительную статистику: лишь на одном русскоязычном сайте-хранилище фанатских текстов, в группе поклонников «Гарри Поттера», на сегодняшний день фанфиков — свыше 16 тысяч. Длина каждого фанфика — от нескольких страниц до, например, пятидесяти глав. Это всего лишь одна (!) группа на сайте, всего групп — 971 (да и сайт не единственный). А если учесть, что фанфикшн — явление международное, фанфики пишут и читают во всём мире, и количество сайтов (как и текстов) невозможно подсчитать. Масштаб понятен.
Фанфикшн предоставляет богатый материал для изучения читательской рецепции. Но что с этим делать учителю?
Ну, например, предложить ребёнку написать фанфик по произведению, которое только что прошли. И необязательно это должен быть текст-продолжение («Как сложилась судьба Татьяны после финального разговора с Онегиным?»). Фанфикшн — больше, чем просто дописывание, это определённое переосмысление источника, игра с ним, воплощение того, что есть в твоей голове по поводу книги.
Что можно написать на уроке (или после него)
1. Пропущенная сцена. Написать о моменте, который мог бы быть в книге.
- О чём разговаривали князь Андрей и Наташа Ростова, когда были женихом и невестой? - Опиши случай из детства Печорина, который сильно на него повлиял. - Один день из жизни Чацкого.
2. Продолжение. Подумать о том, как сложилась дальше судьба героев, с которыми мы встречаемся в произведении.
- Семейная жизнь Раскольникова и Сонечки Мармеладовой. Опиши завтрак в их семье. Будут ли у них дети? О чем они будут говорить за завтраком? В каких обстоятельствах они живут? - Что ждёт дальше Чацкого? Встретит ли он свою любовь? Или будет неприкаянно бродить по свету, критикуя всех и вся?
3. Перефокусивировка. Написать о второстепенном или эпизодическом персонаже.
- Один день из жизни графини внучки, появляющейся на балу в доме Фамусовых. - Напиши о событиях, происходящих в романе в стихах «Евгений Онегин», с точки зрения сестры Татьяны — Ольги. - Жизнь глазами странницы Феклуши в «Грозе».
4. Моральная переориентация. Представить «положительного» персонажа «отрицательным», и наоборот.
- А что, если прав на самом деле Молчалин, а Чацкий — всего лишь высокомерный человек, любящий бросаться красивыми словами?
5. Жанровые трансформации. Изложить какую-то сцену в виде газетной заметки, поста в фейсбуке, пьесы; превратить комическую сцену в трагическую, и наоборот.
6. Кроссовер. Написать диалог персонажей из разных произведений по заданным параметрам. Диалог Евгения Онегина и князя Андрея Болконского.
Вот пример (авторское предисловие к фанфику): «Писано сие по заданию из университета, звучащему как-то так: „напишите диалог Печорина доперсидского и постбэловского периода и Онегина посттатьянинского периода. Они могут встретиться хоть на Марсе и разговаривать хоть о политике Дарта Вейдара, но должны как-то выразить себя в диалоге“. Свой вариант сего я решила выложить сюда и посмотреть, что будет».
Почему это полезно
1. Пробуждает воображение и сопереживание
Не совру, если скажу, что большинству школьников плохо понятны и не очень близки переживания Раскольникова или Пьера Безухова. Им до лампочки на «тварь ли я дрожащая» или «карету мне, карету». Фанфик помогает помыслить о персонажах как о живых людях, вне школьной дидактики и завываний в духе «что хотел сказать автор».
2. Учит внимательно читать текст
Чтобы написать хороший фанфик, нужно не просто пофантазировать, но и обратиться к тексту книги: освежить в памяти сюжет, обстоятельства некоторых событий, обратить внимание на детали, манеру речи персонажей и так далее.
3. Учит обращать внимание на особенности творческой манеры автора, его взгляда на мир
Важно не просто дать ученикам задание, а потом ждать, что они напишут. Важно грамотно организовать работу с фанфиками потом: обсудить получившиеся тексты, подтолкнуть к рассуждениям о том, насколько предложенные варианты уместны в художественной вселенной автора.
4. Помогают говорить о собственных переживаниях через текст
Одна из целей уроков литературы, о которой, к сожалению, порой забывают — самопознание. Читая книгу, мы не столько познаём автора, особенности его мировосприятия и самовыражения, сколько познаём себя, наблюдаем за тем, как книга меняет нас, какие чувства и мысли вызывает. Почему бы не поговорить об этом на уроке?
Создавая фанфик, ученик говорит не только о прочитанной книге, но и о себе, своих фантазиях, своём взгляде на мир, отношении к людям, самовосприятии. И если уроки литературы помогут ему что-то понять про себя — это же здорово!
Для традиционного преподавания литературы работа с фанфиками — это вызов. Традиционно предполагается, что задача учителя — открыть ученику произведение и автора, а фанфики порой диктуют прямо противоположное: «о себе и своих фантазиях — с помощью произведения».
К тому же в поле фанфикшна практически не существует границ для интерпретации: автор фанфика имеет право изложить фантазию, которая абсолютно не мотивирована произведением-источником. Учителя это может поставить в тупик: что делать с фанфиком, в котором, например, Пугачёв женится на Маше Мироновой и становится примерным семьянином?
Получается, что традиционный анализ текста подменяется самовыражением. Логичный вопрос: нужно ли это на уроке, ведь самовыражаться ученик может в любом другом месте?
Но важно другое. Ученик, который придумывает Печорина, женившегося на княжне Мэри, который воображает ситуацию «Горя от ума» с точки зрения Молчалина, пишет о Раскольникове, сделавшемся гангстером, не забудет свою встречу с классикой.
Примеры
Напоследок — работы учеников моей коллеги, Ирины Киселевой (учитель русского языка и литературы, школа «Гармония» № 97 г. Ижевска). Она предложила десятому классу создать дневник или блог, который мог бы вести Раскольников. Результатом явились как рукописные страницы дневника (ученики внимательно отнеслись даже к форме — обратите внимание на кривой почерк и смятые листы), так и варианты страниц Раскольникова в различных социальных сетях (Инстаграм, твиттер и так далее).
К чему это я? А к тому, что фанфик не обязательно должен быть в формате эссе. Everything goes, как говорится.
Иллюстрация на обложке: Shutterstock (Eugene Ivanov) Источник: МЕЛ
Конецпт-то интересный, даже очень, но вот внедрять его - с нашей формальностью преподавания и нацеленностью на ЕГЭ... В общем, хорошо, но явно не при нашей жизни. Но мысль мне действительно нравится. Во всяком случае, это было бы не скучно.
Санси Суймэй, хотя я вот думаю: а почему бы и нет?.. По литературе в школах программа не такая уж и фиктированная. Наверно, от учителя зависит в первую очередь.
Olven, потому что это значит дополнительную работу. У учителей на это просто времени не хватит - разработать, продумать, это ж с потолка не берется. И потом, программа все равно достаточно формальна, а уж концепт "этожклассикакакможно" тоже ещё никто не отменял.
Olven, попытался представить свою литераторшу, излагающую нам такое задание. Бесполезно. Опять же, это значит научить людей думать. А думать-то начнут в разные стороны, так и додумаются, что учителя бывают неправы и с ними можно спорить и не соглашаться. Кто на такое пойдет? Я не говорю, что это плохая идея, я говорю, что ее осуществление пока только теоретическое, а до практики мы и не добраться можем. Хотя жаль будет. Я бы посмотрел на это.
Olven, цитаты не работают, прошу прощения, но без них буду. Учить - учат, а вот смогут ли толком научить... Слушаться и не спорить нас приучают с детства. Насчет идей - обеими руками поддерживаю.
Санси Суймэй, кто-то где-то когда-то сказал, что как бы родители ни воспитывали детей - у каждого такого ребёнка во взрослом возрасте найдётся, с чем прийти к психотерапевту...
Olven, так и неудивительно. Воспитывать могут как угодно, а преломляться в голове это будет сильно по-разному. Меня вон вроде воспитывали хорошо, а я смотрю на отросшее и думаю, что чинить и чинить
Но мысль мне действительно нравится. Во всяком случае, это было бы не скучно.
Опять же, это значит научить людей думать. А думать-то начнут в разные стороны, так и додумаются, что учителя бывают неправы и с ними можно спорить и не соглашаться. Кто на такое пойдет?
Я не говорю, что это плохая идея, я говорю, что ее осуществление пока только теоретическое, а до практики мы и не добраться можем. Хотя жаль будет. Я бы посмотрел на это.
Санси Суймэй, а в вузах потом такому специально учат...
Я не говорю, что это плохая идея, я говорю, что ее осуществление пока только теоретическое, а до практики мы и не добраться можем.
У нас в школах очень много хороших идей, реализованных, мягко говоря, через то самое мягкое место.
Учить - учат, а вот смогут ли толком научить... Слушаться и не спорить нас приучают с детства.
Насчет идей - обеими руками поддерживаю.
Санси Суймэй, аналогично!