«3) Дореволюционная православная церковь САМА отправляла старые иконы в музеи
Для начала тезис, который надо пояснить неверующим людям. У религии своя, неклассическая логика. В частности, относительно того, как функционирут священные реликвии. По канонам православия «освящённая копия-список в меру и подобие образа полностью заменяет икону древнего письма». Что это значит? Вот у вас есть старинная икона 14 века. Но она старая, крошится, «работать» в храме больше не может. Доска такая ветхая, что «поновить ее», то есть покрыть новым слоем краски (обновить картинку), невозможно. Тогда берется новая доска, и пишется точная (а иногда даже не очень) копия этой иконы.
Слева: Владимирская икона; справа Донская икона (тоже в киоте). В центре — новый точный список с Донской.
И когда эта копия («список») сделан и освящен, то, пардон за словоупотребление, «волшебным» образом, все чудотворные качества, которые были у иконы-образца, оказываются и у иконы-списка. С точки зрения религии, новая икона, пусть и моложе на шестьсот лет, оказывается идеальным клоном старой, и может теперь «работать» тем же образом, что и исходник. Например, когда в 1929 году «Троицу» Рублева забрали из Лавры в Третьяковку, на ее место поместили идеальную копию, написанную реставраторами; а в 1948 году её освятили. С точки зрения канона, религии — они теперь идентичны. (С точки зрения культуры, как вы понимаете, нет).
Так вот, что же происходило с иконами-исходниками до революции? читать дальшеОдно дело, если список делается с «бодрой» иконы, потому что она популярная (как Донская, на фото выше); тогда старинная икона-исходник остается на родном месте в храме, а новый список едет, предположим, в свежеотстроенную церковь. А если это список с иконы «в реанимации»? Копия освящена, к ней переходили все «полномочия» образца. Старую ветхую икону вынимали из иконостаса, на ее место ставили заместительницу, перекладывали на нее драгоценную ризу. (Именно поэтому так много случаев, когда по летописям такая-то икона 12 века, а реставраторы говорят «ба! не раньше 16-го!»)
А старую икону отправляли в отставку. На пенсию, а то и на эвтаназию:
Например, старую икону могли использовать как топливо для мироваренной печи (приготовления священного елея, необходимого для обрядов). Почетная смерть.
Или старую икону могли «пустить по водам», то есть отправить плыть по реке, как похороны викинга.
То есть немалое количество старинных икон не дошли до нас не из-за каких-то врагов и катаклизмов, а просто церковный производственный процесс был так организован. Они как отходы были уничтожены своими же владельцами.
Был и не такой радикальный вариант: просто сложить в сарай. Употребляя правильный термин — «в рухлядную».Там эти старые вещи (не только иконы, но и другие богослужебные предметы), и доживали свой век, превращаясь в труху. Особо длинные иконы могли использоваться как доски для полок…
После революции самые интересные предметы изымались комиссией Грабаря именно из этих сараюх. Потому что именно там, в глухих деревнях, валялось заштабелированным древнейшее — в то время как их списки поновее работали в церквях».
И из комментариев:
«В этом вопросе, ИМХО, самое главное -- не забывать, что такое икона и во что мы верим. Икона -- это образ, и благодать исходит именно от него, а не от красок и дерева. В этом смысле копия (список) изначального образа ему равна, т. е. "Троица" Рублева, висящая в Третьяковке, и "Троица" производства Софрино -- это одна и та же "Троица". Поэтому, конечно, дерево и краски нужно оставить музеям, а веру -- верующим».
читать дальше«по идее, для верующего, икона - это образ, молится он не картинке и не доске, а тому, кто на ней изображён. изображение помогает "настроиться на канал", и, наверное, чем выше талант иконописца (или вдохновение , или "божественное участие" при письме), тем на большее количество людей более точно воздействует этот образ - идёт "правильная настройка" и "молитвы доходят до адресата". Ну, бытовым языком человек обнаруживает в себе силы и энергию для решения проблем или утешение в печали. И дальше идёт накопительный эффект: направляясь к этой иконе молиться, человек уже уверен, что ему поможет - раз другим помогло. И с этим связана, возможно, такая приверженность "аутентичности" иконы. Но по факту для истинно верующего вопрос о том, как именно изображена Богоматерь или святой - второстепенен, и, если глядя на "слабое" изображение он не может "настроиться" - это проблема его слабой веры, а не слабой силы иконы. О чём дореволюционная церковь и сегодняшние истинно верующие люди знают. А те, кто считает, что чем толще свечу купишь, тем больше тебе бог поможет - по логике вещей с точки зрения христианства - язычники. И кто молится доске и краске, а не Богоматери - идолопоклонники».
«Вспомнилось, как какой-то священник объяснял, что вообще-то поклоняться надо духу, который сходит на икону / воплощён в ней, а не самой старой доске, потому что второе - это типичное идолопоклонство».