Наткнулась тут на дискуссию о характерах двух персонажей - Рене Мартеля и Феликса Ривареса. Вопрос стоял так: почему в достаточно схожих жизненных ситуациях они ведут себя очень сильно по-разному? И захотелось написать свои соображения. Перечитывать книги сейчас не буду, поэтому - только то, о чём помню.

Начать с того, что жизнь человека (пусть даже и книжного персонажа, но законов логики же никто не отменял, а прототипы у этих двоих наверняка были) определяется его сценарием. А основной сценарий заканчивает формироваться к семи годам. В подростковом возрасте происходит только его шлифовка. И чем значимее, глобальнее сценарный аспект, тем раньше он формируется (но мы сейчас здесь не о теории, кому интересно - напишу отдельно).

Что мы знаем о героях? Когда мы первый раз встречаемся с Артуром, ему около 18 лет (если ориентироваться на то, что из дома он сбежал в 19). Рене на момент первого появления "ещё не было десяти". То есть жизненные сценарии обоих сформированы уже полностью (или практически полностью). Что было до этого и что привело к формированию именно таких сценариев - остаётся только догадываться. А вот что сформировалось - это можно проследить по всему дальнейшему поведению персонажей.

И первое, с чего я начну, это личностные адаптации. Про адаптации Ривареса я уже начинала писать здесь, но остановлюсь более подробно.

Итак, хотя мы все в той или иной мере оказываемся в каждой из шести адаптаций, ведущих адаптаций у каждого человека обычно две: первая - для выживания, вторая - для одобрения. Адаптация для выживания первична и формируется до полутора лет.

Феликс - несомненно антисоциал. В пользу этого свидетельствует его харизматичность: на него "западают" многие, когда он возвращается в Италию, да и во Франции он очень быстро заводит знакомства и оказывается в центре внимания. Но при этом он ни разу не истерик, поскольку сам к этому вниманию не стремится и ничего специально для привлечения внимания не делает - оно как-то само выходит. Вспомнить хотя бы сцену с написанием памфлетов про Монтанелли и ответов самому себе. Истерик - актёр, ему нужен зритель. Риварес же случайно проговаривается Монтанелли (причём только в конце книги, а не в процессе написания пафлетов) о том, что "по обе стороны баррикад" тексты писал он. То есть он не актёр ни разу, он режиссёр этого спектакля! И он кайфует именно от своей режиссуры. Ему не надо восхищение публики, он сам наслаждается результатом того, как он мастерски всех провёл. Это прослеживается и в истории с акауаном, когда Феликс смакует то, как удалось провести туземцев (ему достаточно пересказа, потому как собственно зрители его мастерства не оценят). Провести, обмануть, обхитрить - вот это для него главное! (даже если сами обманутые об этом и не догадываются)

читать дальше

Рене Мартель - ни разу не антисоциал и не параноид. Методом исключения остаётся шизоид - и книга это подтверждает. Рене не заботится о себе так, как о других (начиная с сестры и заканчивая Риваресом). Он, как истинный шизоид, чувствительный (как он несколько дней переживал из-за того, что плохо отозвался о священнике и этим, возможно, обидел сестру! Он ещё не знает, обидел или нет, но уже переживает), заботливый и поддерживающий (по отношению к сестре).

читать дальше

Поэтому реакции Рене и Феликса в принципе не могут быть одинаковыми уже на основе базовой адаптации. Но есть ещё и вторая адаптация, и о ней - в другой раз.

@темы: Размышлизмы, Мои статьи, Психология личности, Психология, Книги

Комментарии
17.06.2019 в 08:54

унция совы
Olven, спасибо, интересный взгляд на вещи, надеюсь, ты продолжишь.

Оффтоп: если иногда буду сбиваться на "вы", не обращай внимания, это автоматика.
17.06.2019 в 13:02

Arme, спасибо! Постараюсь продолжить.

Оффтоп: если иногда буду сбиваться на "вы", не обращай внимания, это автоматика.

:friend: Аналогично!