22.07.2019 в 18:49
Пишет
Syule:
Ждала на днях дорогих гостей. Настолько дорогих, что шесть раз пробежалась по квартире, передвинула вазу с цветами на кухонном столе (чтобы покрасивее было со всех ракурсов), заглянула во все ящики на предмет хлама и пыли, даже выбросила старый крем для рук, который уж точно никому не мешал. И кетчуп из холодильника, он был некрасивый.
Страшно беспокоилась, как оценят дорогие гости мой скромный дом, мою Прагу, мой унитаз и зубную пасту.
В какой-то момент поймала себя, крадущуюся вдоль стеночки к раковине. Хотела оттереть ее до блеска, потому что люди в соцсетях пишут (а люди не будут врать), что раковина лицо хозяйки. Позвонила подруге.
- Спаси, - говорю, – во мне проснулся домовенок Кузя.
- Расслабься, - отвечает подруга, - и пойми, что человек, входя в чужой дом, думает не о том, где в нем пыль. А в первую очередь о том, как остаться в живых. Вежливый человек скажет «не нарушить правил чужого дома». Представляешь, он на чужой территории, запахи чужие, все чужое, сила не на его стороне. Гостю в голову не придет что-то критиковать, пока он не почувствует, что твой дом – немножко и его дом тоже. Но ты не давай ему такого шанса!
Тут я смотрю, раковина еще огого в какой форме, необязательно ее прямо так сразу мыть.
Лучше расшифрую вам эту любопытную мысль.
Итак.
Чтобы мы начали что-то критиковать, наша психика должна это «что-то» бессознательно присвоить.
То есть нужно мысленно «присвоить», буквально внутри психики «сделать своими» гуляющих на площадке маму с малышом, чтобы суметь сказать этой маме: «Наденьте шапочку-то на ребенка, вы чем вообще думаете!». Пока мама с ребенком - не наши, нам и в голову не придет рот открыть.
Присвоить целую песочницу, чтобы сказать: «Зачем ты, мальчик, листики сюда кладешь, песок будет грязный, нельзя так делать!».
Сделать безоговорочно «своей» постороннюю женщину на улице, чтобы подумать: «Господи, куда она выперлась с немытой головой, а на обувь свою она смотрела вообще?».
Бессознательно похитить чужую машину, дом, детей, внешность, текст, чтобы сделать из них объект критики.
Присвоить всех женщин сразу и все женские гениталии, чтобы завопить: «Пусть наши женщины не спят с кем попало!».
Потому что, как только мы присвоили, так сразу начинаем хотеть, чтобы объект жил по правилам внутри нашей головы. А объекты реального мира почти никогда так не делают. И психика начинает раздражаться и гневаться.
читать дальшеКаждый из нас совершает в своей голове эти тонкие манипуляции с объектами внешнего мира. Потому что иначе как? Иначе мы свалимся в хаос чужих и непознаваемых вещей и лиц, которые рассыплются, как бусины, не связанные единой ниткой нашего сознания. А это, товарищи, шизофрения, кто же хочет в шизофрению?
А так вроде освоили, присвоили, сложили из кубиков систему внутри головы. Вообще, если вдуматься, гуманнее, когда эти «захваты» происходят в воображаемом, а не в реальном мире – например, литературный критик (символически присваивающий чужой текст, чтобы критиковать его) в целом гораздо приятнее, чем угонщик автомобилей.
Но.
Некоторые люди, вот такая у них структура психики, не до конца понимают, что это присваивание – понарошку. Забывают, что между воображением и реальностью вообще есть щель. Что какая-то песочница, или какая-то женщина, или даже наши собственные дети – не наши до конца. Не колхозные, не обобществленные, а, как говорил кот Матроскин, «свои собственные».
И такие люди от души, искренне возмущаются, что объект имеет наглость жить по своим правилам - или по правилам реального мира – а не по их внутренним.
Почему у вас тут тумбочка стоит, она должна вон в том углу стоять. Почему ты так оделась, надо вообще по-другому. Зачем ты пьешь кофе, тебе не надо его пить, я тебе сейчас скажу, что надо. Перестань есть сахар-хлеб-шоколад, перестань читать фейсбук. Перестань писать в фейсбук. И так далее.
Разумеется, у другой стороны это вызывает ярость. Потому что влезли в ее пространство – может быть, без злого умысла, но очень агрессивно. Но эту ярость невероятно трудно сформулировать словами, так, чтобы и не опуститься до уровня человека, который нам вот уже десять минут объясняет, как мы должны жить свою (но его!) жизнь и на что должны тратить свое (но его!) время.
И это, скажу я вам, тонкое место, на котором спотыкаются даже бодхисаттвы 80 уровня. Потому что у людей, которые грешат таким «присваиванием», чаще всего очень много тревоги, агрессии и зависти внутри. А это такой коктейль, который воронкой затягивает всех, кто рядом.
Это тот случай, когда ты проиграл демону, как только вступил с ним в диалог.
Так что по возможности отползаем в сторону, вежливо улыбаясь. Вступать с демонами в конфронтацию очень энергозатратно и бес-по-лез-но.
Просто держим в голове, что, когда человек начинает критиковать что-то наше без вопросов с нашей стороны – это он просто поверил, что оно не наше, а его. Это его иллюзия. Образно говоря, демоны держат его в плену.
А вы не попадайтесь.
(2018, исправленное и переписанное)
Анастасия Рубцева
URL записи
@темы:
Психология личности,
Психология общения,
Психология
Как быть, если немытое тело воняет на весь автобус? Это не я его присваиваю, это он присваивает моё право дышать нормально и ехать без укачивания. Так же с орущими детьми, расположившимися на тротуаре машинами и т.д. Это же не внутри головы правила, или как?
Как это разделить?
Если я (в числе прочих) год борюсь с таксистами, паркующимися на переходе от автобуса к детской поликлинике, если я делаю им замечания (уберите машину с прохода, здесь люди с детскими колясками ходят), это присваивание? Или нет?
Хочу понять - где граница.
Братья Маджере, это, наверное, самое сложное. Потому что что угодно при желании можно объяснить нарушением границы. Например, идёт по улице женщина - толстая и ужасно одетая. Не воняет, меня не трогает. Но её вид оскорбляет мои эстетические чувства! И в моём понимании это - нарушение моей границы.
Или я вижу ребёнка на инвалидной коляске. И от этого мне тоже дискомфортно (я такая жалостливая, такая жалостливая!), и было бы лучше, если бы он мне тут глаза не мозолил...
Наверно, для того и существуют конкретные правила: например, не ездить в автобусе в одежде, которая может испачкать других. Есть правило: "Мостовая - для машин, тротуар - для пешеходов".
Есть правило: не выгуливать собак в песочнице. Но нет правила, запрещающего ребёнку класть в песочницу листики.
Вот это всё - на мой взгляд, и есть общество. Когда люди договариваются между собой, что среди них нормально, а что нет. И, как и все правила, эти договорённости тоже могут меняться со временем.
Вообще мечтаю, чтобы люди научились говорить словами прежде, чем делать дела или критиковать.
Кстати.
Комплимент - это присвоение? Логически - да, мне кажется.
Братья Маджере, вопрос в том, что это за правила. Если это правила из головы, то оно вполне может их нарушать, даже не подозревая.
Вообще мечтаю, чтобы люди научились говорить словами прежде, чем делать дела или критиковать.
Кстати.
Комплимент - это присвоение? Логически - да, мне кажется.
Мне кажется, зависит от формулировки комплимента. Если он звучит как оценка - тогда да, оценивать может только тот, кто имеет соответствующую власть. Но можно же сформулировать и безоценочно.