Толерантность - это позитивный способ менять ситуациюURL записи
mel.fm/tolerantnost/5478921-tolerance?utm_sourc...
Как правильно называть чернокожих героев мультиков про «Чунгу-Чангу»? Корректно ли хвалить еврейские школы только потому, что они еврейские? Почему детям полезно учиться вместе с мигрантами? Директор Центра толерантности Анна Макарчук отвечает на эти и другие неловкие вопросы о бытовом расизме и не только.
Толерантность и терпимость — это одно и то же?
читать дальше
Я думаю, читатели «Мела» — очень продвинутые родители, но даже они, как показывает моя практика, порой не сильно стремятся к тому, чтобы их дети были толерантными. Часто в силу того что они понимают это как смирение: «С толерантным сделают что захотят, а он будет терпеть».
Толерантность — это не смирение и терпимость, это умение говорить о своих чувствах, уважая позицию другого, находить конструктивные решения в сложных ситуациях.
Если подросток скажет вам, что не может принять, допустим, проявление некой национальной традиции, что ему не нравится, когда с ним себя ведут подобным образом, ответить «Терпи» — это не толерантность. Важно, наоборот, помочь ему найти позитивные способы изменения ситуации, обсудить, что можно сделать, чтобы не терпеть.
Толерантность — это проактивность. Если что-то вызывает у меня дискомфорт, толерантно будет постараться изменить ситуацию социально приемлемыми методами.
Почему современным детям важно быть толерантными? Раньше же об этом так много не говорили.
Если анализировать текущие социальные тренды, то даже сейчас становится понятно: опыт будущего — это опыт мира без границ. Хотим мы того или нет, но наши дети будут жить в мире многообразия, они будут учиться и работать в больших командах, бок о бок с совершенно разными людьми, с которыми надо будет налаживать общение.
Проблемы, которые предстоит решать нашим детям — глобальное потепление, поиск альтернативных источников энергии, борьба с новыми заболеваниями, — принесут необходимость посмотреть на мир со всех сторон. Нашим детям придется коммуницировать с людьми, которые обладают иным техническим бэкграундом, мировоззрением, опытом, иным всем-всем-всем. И в этом им тоже поможет толерантность.
Если мы хотим, чтобы наши дети были успешными, счастливыми, то было бы целесообразно задуматься о том, что искусство жить в мире различий должно стать одним из ключевых гибких навыков. Таким же важным умением, как способность извлекать квадратный корень, быстро бегать и говорить на иностранном языке.
Еще один важный социальный тренд, который прослеживается уже сейчас, — неопределенность. Мы уже живем в мире отсутствия четких инструкций и стандартных решений, в мире, который очень быстро меняется и постоянно куда-то бежит. И нервно-психическая устойчивость (а это тоже толерантность), поможет нашим детям справиться с этой историей.
Так что толерантность — один из важнейших навыков XXI века. Я думаю, что это одно из условий успешности конкретного человека и условие выживания и прогресса всего человечества.
Как и с какого возраста нужно говорить с детьми о толерантности?
Вообще, одними только разговорами, к сожалению, совершенно невозможно воспитать ребёнка толерантным. Это можно сделать только при помощи действий. Разговоры — дело дополнительное.
С какого возраста начинать действовать? Я думаю, что с рождения. Главное достижение, с которым ребенок уходит из младенчества, — это базовое доверие или недоверие к миру. И оно очень связано с толерантностью. Никакие разговоры не помогут стать толерантным ребёнку, который чувствовал себя ненужным, в опасности, когда был младенцем. Это просто психология.
Дальше идёт раннее детство, и тут уже встает вопрос самостоятельности. Повторюсь, я лично понимаю толерантность не как терпимость, а как активную позицию. Но если мы в раннем детстве не даём ребёнку возможности проявить свою компетентность, самостоятельность, то ему сложно будет вырасти толерантным, то есть проактивным. Не разрешая ему действовать, мы, скорее всего, вырастим человека, который будет терпеть, подстраиваться.
Следующий возрастной период — младший дошкольный возраст, когда формируется психологическая альтернатива «мы/они». Кто «я» и кто «не я»? Это очень важный психологический процесс, повлиять на формирование которого могут в том числе родители. Вот например, «они», которые «не мы», — то, с какими эмоциями это ассоциируется у ребенка, зависит от того, с какими эмоциями это ассоциируется у нас, родителей. Своими действиями и чувствами мы влияем на детей.
Для нас «не мы» — это что? Страх, презрение и отвращение — или это принятие, интерес, любопытство, радость?
В старшем дошкольном возрасте ведущая деятельность — ролевая игра. Ребёнок общается, играет с разными людьми. Но с насколько разными? Мы как родители помогаем ему увидеть действительно разный, многоликий мир? Не избегаем ли мы ситуаций, в которых ребёнок мог бы пообщаться с детьми с инвалидностью, например, или поиграть с детьми мигрантов? Не пугает ли нас это? Есть ли у ребенка личный опыт взаимодействия с непохожими? Он чрезвычайно важен.
Разговоры начинают приобретать значение только начиная со школьного возраста, но они всё равно не главное. Если мы сами ведем себя нетолерантно, то у нас не будет никаких шансов вырастить толерантного ребенка.
Пример: мама с ребенком смотрят мультфильм, где поется песня «Чунга-Чанга», ребенок показывает на чернокожего персонажа и спрашивает: кто это? Мама по советской привычке отвечает: «Негритенок». Это расизм?
Мама пытается говорить с ребенком на том языке, который, как ей кажется, будет ему понятен. Мы часто недооцениваем наших детей, и не следим за тем, что и как мы взрослые говорим сами. Хотя именно личный пример взрослого становится для ребенка главным. Нам стоит быть внимательными к многообразию этого мира и к тому, как говорить о нем с детьми. Какой эмоциональный посыл демонстрировать.
Дискриминация и расизм обычно находятся у нас в голове, и это история не про про определения. Это про то, что люди считают, будто по какому-то признаку, на основании принадлежности к какой-то группе человек начинает обладать иными правами по сравнению с остальными.
Детям вообще свойственна ксенофобия, или это черта взрослого человека?
Ксенофобия относится, с одной стороны, к нашей биологической природе. Толерантность — это приобретение цивилизации, и это то, что делает нас людьми в гуманистическом смысле этого слова.
Если говорить о детях теперешних, современных, то они гораздо более толерантны по своей природе чем мы, взрослые.
И, увы, не потому, что мы их такими воспитывали. Таков их мир. Они живут в интернете, где границы очень условны, они там общаются с совершенно разными людьми. Их мир — действительно мир многообразия.
Плюс дети по своей природе не пугаются непохожих. Они удивляются. И это тоже биологическое свойство: так ведут себя и дети, и щенки, и котята. Необычное вызывает у них любопытство и интерес. Они подходят и исследуют — это черта детства. А задача взрослого — не мешать им в этом.
Позитивная оценка какой-то группы людей («Пойдешь в еврейскую школу, там дети из приличных семей») — это тоже неправильно?
Это пример позитивной дискриминации, которая ничуть лучше обычной. Наоборот, она даже коварнее. Позитивно оценивая какую-то группу людей, мы допускаем их категоризацию в принципе, приписываем им каких-то качества исходя, например, из национального признака.
Я не говорю про игнорирование многообразия, игнорирование различий. Но если различие становится критерием для разделения на «мы — они», то дискриминация уже произошла. Когда она воплотится в действиях — вопрос случая.
Как может сказаться на ребенке не разовая, а хроническая нетолерантность взрослых? Например, когда в семье постоянно шутят про «Джамшутов», а учителя возмущаются, что «эти кавказцы» весь класс назад тянут?
Кейс, который вы описываете, это абсолютно недопустимое поведение взрослых. Да, до какого-то момента, а именно до младшего школьного возраста, ребёнок будет присоединяться к их мировоззрению — здесь вопрос тоже не в словах, а в трансляции эмоциональной позиции. А в подростковом возрасте, когда он начнёт понимать, накапливать и рефлексировать свой собственный опыт межкультурного, многонационального общения, может случиться серьезный кризис доверия к словам и первоначальным родительским оценкам. Этого вполне достаточно, чтобы если не взбунтоваться, то просто отдалиться, перестать доверять взрослым.
Как родителям побороть собственную ксенофобию или другие проявления нетолерантности?
Нетолерантность — это не только про непринятие представителей какого-либо этноса. Это может быть непринятие людей определенного возраста, мировоззрения, определенной субкультуры и так далее. Как только я начинаю мыслить категорией «все эти…», я перестаю быть толерантным. Принять или не принять можно только конкретного человека. А если мы ставим признак перед человеком, мы уже дискриминируем, мы уже находимся в этом сценарии ксенофобии.
У нас в Центре толерантности есть одно упражнение, которое будет хорошей метафорой того, о чём я сейчас говорю. Мы предлагаем участникам — и детям, и взрослым — назвать какие-нибудь общеизвестные признаки грецких орехов. А затем выдаем по отдельному ореху каждому и просим на одну минуту направить на этот орех искреннее внимание и интерес. После этого мы складываем все грецкие орехи в кучку, а потом каждый участник находит среди них свой. И мы просим людей описать свои орехи — по каким признакам они нашли их среди подобных.
Если бы вы слышали, какими метафорами и эпитетами люди описывают эту, ну, строго говоря, деревяшку! Это упражнение помогает понять — причиной трансформации их отношения была всего лишь одна минута внимания к ореху. То же самое работает и с людьми.
Немножечко искреннего интереса к человеку, и он навсегда перестанет быть «одним из…»
Увидеть отдельного человека, личность — это всегда большое сокровище. Потому что нет ничего прекраснее и удивительнее, чем наша индивидуальность и индивидуальность других людей.
@темы: Общество, Педагогика, Возрастная психология, Детско-родительские отношения, Психология
Когда метро начнут взрывать православные русские - я поверю в обратное. А пока что позиция автора статьи для меня выглядит как прекраснодушие, что в итоге - ни к чему хорошему не приводит.
Marita~, лично я этого не знаю. Какую именно национальность имеет терроризм?
Какую национальность имели террористы-народовольцы? Какой религии принадлежат "православные террористы" и "внутренние неисламские террористы"?..
Maestro Carnevale, скорее всего, имеется в виду, что негритёнок - точно такой же ребёнок, как и другие, и воспринимать его стоит в первую очередь как ребёнка. Чтобы не получилось, что "это - дети, а это - негритята" (или дальше - "это люди, а это - негры"). Я не знаю, какой именно смысл вкладывал в вопрос ребёнок и какой смысл вложила в ответ мать. Из статьи получается, что это именно противопоставление себя другим по цвету кожи, национальности и т. д. Про белого ребёнка сказали бы - "это мальчик" или "это девочка". Почему про чёрного нельзя сказать так же?
Кстати, если чёрные - негритята, то как сказать про белых? Европеоидята что ли? Я не слышала, чтобы так говорили. То есть чтобы вообще называли специальным словом. Вот если бы оно существовало - тогда да, это было бы справедливо.
"негритенок" - ребенок раба.
Olven, если б ты находилась в Питере и видела то, что видели питерцы - тогда б ты не задала этот вопрос. Это не история, не далекие страны, о которых пишется в ссыли. Это Россия. Это наши дни. Это взрывы домов в Москве, это взорванные рынки, метро. Это пострашнее скинхедов по ссылке. И нет - я никогда не буду толерантна к террористам, которые такое творили и будут творить. У нас, в России. В Питере и в Москве.
Они и женщин-то, своих, за людей не считают. Насильственные браки, обрезания девочек, закутывания в паранджу, педобирство в законе, когда насилуют восьмилетних, отдавая их замуж. Про "неверных", которых надо убивать во имя аллаха - я уж молчу. Мы для них - грязь под ногами. И для меня они - тоже самое. Взаимно, как говорится.
Простите, был взволнован. ©
А что, эскимосы сильно оскорбились?
зато я живу в Питере.
как-то глубоко беременная зашла в электричку, мужчины европейской внешности равнодушно сидели, а мужчины кавказкой подорвались, усадили меня, уступив свое место, закинули мои вещи на верх, спросили, не нужно ли мне чего.
ни в коем случае не оправдываю терроризм, но мудаки и фанатики, равно как и хорошие люди, есть в каждом народе.
меня ударил на улице мужчина европейской внешности, когда я шла через Сенную площадь (когда там еще рынок был). хотя я боялась сильнее мужчин среднеазиатской внешности.
Maestro Carnevale,
Я вырос в мире, где слово "негр" было нейтральным, неужели то, что я считаю его нейтральным, сейчас делает меня расистом?
мир изменился, это слово больше не в ходу, лучше от него отвыкать.
например, ваша подруга скажет вам, что ей не нравится, когда вы называете ее Шурой, зовите Сашей. вы все равно будете звать Шурой, зная, что ей это неприятно?
А вообще, современная толерантность доходит уже до прямого абсурда. И это весьма прискорбно.
Marita~, а кто-то говорит о толерантности к террористам?
Речь идёт о том, что не стоит обобщать и всех людей определённой национальности или религии считать террористами.
Я полностью согласна с Ириска, что мудаки и фанатики, равно как и хорошие люди, есть в каждом народе.
Я про их милые культурные и религиозные особенности, к коим не могу быть толерантной. Терроризм - это уже вишенка на тортике, а сам по себе тортик - это насильственные браки, обрезания девочек, закутывания в паранджу, педобирство в законе, когда насилуют восьмилетних, отдавая их замуж. Тут не обобщать невозможно. Это именно что национально-культурно-религиозное. Свойственное мусульманам определенных стран. Увы, затрагивающее и Россию, так как Чечня та же - ее часть.
Но как быть с бедным негром Джимом у Марка Твена, который вызывал столько сочувствия у читателя? Сменить на безликое "раб", как сделали толерантные американцы? Как воспринимать устойчивое выражение "литературный негр"? Запретить как оскорбительное? Пожалуй, ироничные фразы "Работать, негры, солнце ещё высоко!" и "Наконец-то отдохну как белый человек" - тоже пора убирать из языка?
В нашем языке столько действительно оскорбительных терминов к другим национальностям: хачи, чурки, хохлы, и т. п. "Черножопыми" называют в основном кавказцев, а не африканцев. Есть даже анекдот, где негра в России предостерегают "не садиться в машину к чёрным".
мир изменился, это слово больше не в ходу, лучше от него отвыкать.
Если оно больше не в ходу, то почему с ним так рьяно пытаются бороться? Опять же по аналогии - почему бы полякам не запретить употреблять слово "жид", которое у них закреплено как литературная норма?
У нас слово "негр" тоже пока ещё литературная норма, закреплённая в словарях:
В русском литературном языке слово негр в значении 'человек, принадлежащий к негроидной расе' – стилистически нейтральное и общеупотребительное, заменять его каким-либо «политкорректным» синонимом не требуется.
new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer/?s=%D...
Что касается толерантности, так это уже мракобесие какое-то. Когда я говорю слово "негр" я не вкладываю ровным счетом никакого негатива. Человек с темной кожей, только и всего. Я не считаю, что называть негров неграми, инвалидов инвалидами и т.д. это плохо.
Чернокожего человека я в лицо тоже негром звать не буду
вот и ладушки.
Если оно больше не в ходу, то почему с ним так рьяно пытаются бороться?
Рьяно - это как? Следом ходят и запрещают?
Вредная редиска,
люди с теми или иными ограничениями здоровья тоже очень не любят, когда их называют инвалидами здоровые люди. это неприятно.
слепой, глухой, аутист, умственно отсталый, диабетик, псих - эти слова ставят диагноз во главу описания человека. в мире от такого отходят, это считается неприлично.
жаль слышать, что для кого-то вежливость равняется мракобесию.
В октябре 2019 года на косплей-фестивале был скандал, когда одну белую девушку из Франции обвинили в расизме и дисквалифицировали за то, что она изображала темнокожего персонажа. Руководство фестиваля решило перестраховаться из-за визгов: "Расистка! Она не уважает темнокожих!" Примечательно, что многие темнокожие как раз встали на защиту этой девушки, так как не увидели в косплее никакого неуважения (спойлер: его там и не было). Они писали в частности:
читать дальше
Вот на мой взгляд неплохая статья про правильное употребление слов. Там и про негров, и про инвалидов есть: www.svoboda.org/a/410217.html
Где-то слово "голубой" вызывает нездоровые смешки. Где-то изображение радуги уже приравнивают к гей-пропаганде. Проблема-то ведь не в словах, а в головах. И в используемом контексте. Одно дело сказать: "Да что этот негр себе позволяет!" Другое - "Меня восхищает красота негритянских девушек".
Среди моих друзей-товарищей-знакомых инвалидов оч много (включая мужа), и , по счастью, нет необходимости подбирать слова, благо все адекватные и нередко сами о себе говорят то, что вроде и не очень красиво звучит. То калеками себя назовут, то шутя рассказывают о том как "тыгыдымают на костылях". Даже термин есть такой, как "трёхколесный" - это те, кто с одной ногой, таких сейчас много.
И я согласна с тем, что назвать, к примеру, незрячего "слепошарым" - это невежливо и вообще хамство. Но если такого человека назвать слепым, то это скорее неграмотность, а не невежливость.
А мракобесием является то, что по-сути, под толерантностью понимается следующее: есть человек/группа людей, который/которые по какому-то признаку считаются не такими как большинство (читай ущербными) и мы будем делать всё, иногда доводя действия до маразма, чтоб продемонстрировать, что таковыми их не считаем. ИМХО,это заведомо проигрышная ситуация. Куда лучше было бы, если бы люди не снисходили до "особенных" со своей толерантностью, а принимали каждого как равного себе.
Феномен культурного присвоения — это распространённая в США социологическая концепция, осуждающая использование элементов одной культуры членами другой. Согласно этой точке зрения, любая культура, из которой что-то заимствуется, угнетается и эксплуатируется представителями заимствующей культуры. Чаще всего о культурном присвоении говорят, когда кто-то заимствует культурные особенности коренных народов США или афроамериканцев. Именно это и произошло с YouTube-блогершей Никитой Драгун, когда она появилась на нью-йоркской неделе моды с длинными дредами пепельного цвета, за что получила массу обвинений в присвоении культуры темнокожих, сообщает BBC. Пользователи соцсетей в комментариях к фотографиям девушки начали предъявлять ей за ношение причёски, нетипичной для её расы.
«Я хотел бы знать, как гены коренного американца дают ей право на ношение причёски чернокожих?»
Вот так вот. Дреды - это "присвоение культуры". Короче, мы в России должны ходить в кокошниках и сарафанах! Ах нет, ведь сарафан - это тоже заимствование! Девушки, срочно надеваем понёвы!
Ага, и про Мадонну ещё, которая фотографировала своих детей с арбузом, тоже "защитники толерантности" затравили в сети.
«Дреды – это прическа, когда волосы заплетаются в большое количество прядей. Исторически считается, что дреды напоминают гриву льва и наделяют её обладателя силой, мужеством и отвагой. История возникновения дредов тесно связана с развитием африканской культуры, и право на их ношение необходимо было заслужить. Индусы-отшельники, проживающие в горных районах носили дреды. Они предпочитали не расчесываться и не подстригать волосы, так как эта церемония по их поверьям ущемляла их свободу. Длина их волос достигала до нескольких метров, и они скатывались в колтуны. Помимо африканцев и индусов, дредлоки носили представители и других народов, в частности германцы, ацтеки, дервиши и другие. Так как дреды – это состояние волос, которые никогда не приводились в порядок, то невозможно определить, кому принадлежит пальма первенства в их ношении. Наиболее популярными дреды и дредлоки стали во времена расцвета культуры хиппи» (с)
Для них это серьёзнее, чем для нас.
Хотя что взять с мира моды... после того, как модели Дольче и Габбаны шли по подиуму Милана с ликами византийских святых media1.popsugar-assets.com/files/thumbor/2M2GMu...!!-:strip_icc-!!-/2013/02/08/0/192/1922564/fc1c4f680dbecf54_Dolce_e_Gabb_RF13_1417/i/Dolce-Gabbana-Fall-2013.jpg на промежности... поздно говорить о закате культуры. Дело к полуночи)))))
Talie, вот! Вот он - корень проблемы! На подиумах белого мира! То есть нет общемировой моды, есть мода белая и мода чёрная. И подиумы тоже делятся на подиумы для белых и подиумы для чёрных.
Вот пока мы так будем делить всё по расовому признаку, расизм и будет процветать.
Насчёт конкретно дредов - я могу ровно то же самое сказать про георгиевские ленточки. Эти ленты использовались вместе с наградами - которые, к слову, тоже нужно было заслужить. А что заслужило нынешнее поколение?.. Получается, что это тоже присвоение культуры без знания контекста.
«Акция вызвала широкое распространение данного символа и его неоднозначное использование. Кроме того, критики акции указывают на исторические прецеденты того, когда Георгиевская ленточка была вполне самостоятельной наградой. В частности, во время обороны Севастополя в 1854—1855 годах кавалеры, награждённые Знаком отличия Военного ордена, но не имевшие возможность в связи с осадой города получить саму награду, носили на форме только Георгиевскую ленточку, и это расценивалось всеми как аналог награды. Во время Первой мировой войны 1914—1918 годов Георгиевские кавалеры в русской армии также носили Георгиевскую ленточку в зимнее время поверх борта шинели».
В общем-то, да. А что такого? Есть музыка, живопись, скульптура, литература. И мода тоже.
Про музыку БГ писал совершенно точно: "У черных есть чувство ритма, у белых есть чувство вины". Это же факт)))))
И я. Честно говоря, считаю самой дурацкой акцией и идеей эту акцию агентства РИА Новости. Они же когда-то закупили стотыщпицот метров лент и начали раздавать народу.
Меня от такого почему-то коробит. Не люблю.
Раньше белые запрещали чёрным посещать бары для белых. Теперь чёрные запрещают белым носить причёски чёрных. И то и другое - расизм.
Maestro Carnevale,