В последнее время у меня несколько раз возникало острое желание забанить у себя в дневнике пару человек. Одного - из-за атеизма, другого - из-за особо рьяного православия. Но дабы не рубить с плеча - для начала расскажу о своём отношении к религии и о том, за что в моём дневнике можно схлопотать бан.
1. Как я до такого докатилась1. Как я до такого докатилась
С детства я воспитывалась в атеистической семье. И себя, соответственно, считала атеисткой. И по 14 лет включительно была "правильной" пионеркой (а Кураев про "борьбу с религиозными предрассудками" тогда ещё не написал). И считала правильным придерживаться тех обещаний, которые дала, вступая в пионеры. И на тот момент для меня это был лучший вариант: жить, раздираемой противоречиями, я бы не смогла.
А когда мне было почти 15 лет - я решила, что свой долг атеизму я отдала: в пионеры уже по возрасту не годилась, а в комсомол ещё не вступила. И пришла в православный храм. Сама, сознательно, изъявила желание креститься. И с тех пор началась моя христианская жизнь.
Поэтому высказывания в мой адрес: «Ты просто пока не понимаешь, вот сойдёт на тебя Дух Святой - тогда поймёшь» я считаю некорректными. Святой Дух на меня уже сошёл - в Таинстве Миропомазания, тому уже 25 лет как.
2. Моя жизнь в Церкви2. Моя жизнь в Церкви
Так получилось, что с первых дней в Церкви я сразу с головой окунулась в церковную деятельность. Я пела на клиросе (если кто в курсе - хор "София", хотя в то время он ещё не носил это название). И огромная моя благодарность Ольге Карловне Русаковой - она стала моим первым проводником на пути к Богу. С того самого момента, как выбила у владыки разрешение на моё крещение (требовалось согласие родителей, а я прекрасно понимала, что никто мне такого согласия не даст. Родственники и узнали-то о том,что я крещёная, только через пару лет, да и то случайно).
На 5-м курсе университета я пошла работать в православную гимназию. Проработала там 2,5 года, пока она не закрылась из-за отсутствия финансирования. И тогда мама моего ученика позвала меня в воскресную школу.
И началось... Не покривлю душой, если скажу, что это был один из лучших периодов в моей жизни. Я преподавала церковнославянский язык и апологетику, руководила миссионерской театральной студией, вела подростковый дискуссионный клуб и лекторий для взрослых при храме, возглавляла проект "Воскресная школа XXI века".
Кому интересно - подробности по тэгу "В нашей воскреске".
А поскольку профильного образования у меня не было (только педагогическое), я пошла учиться в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по специальности "Теология". Не закончила, правда, отучилась только половину: началось "веселье" (подробнее здесь, а особенно здесь в комментариях, потом продолжение и чем дело закончилось), в результате чего я ушла из открытой заново православной гимназии и вообще с тех самых пор от в доску правильных православных стараюсь держаться подальше.
И понятия не имею, с чего кто-то решил, что я училась на миссионерском факультете. Это был факультет дополнительного образования. На миссионерских курсах при епархии я училась, было дело, но это ещё во времена студенчества.
И после переезда я тоже стала в воскресной школе работать. В общей сложности преподаванию в двух школах я отдала 13 лет - пока хватало сил работать без выходных. И пока в новой школе не повторилась (не так жёстко, конечно, как с "матушкой-настоятельницей", но всё же) старая история.
Поэтому если у кого-то возникнет желание объяснить мне, как "правильно по-православному" - извините, конечно, но я в Церкви уже 25 лет. И если веду себя, как вам кажется, "неправильно" - то это, скорее всего, не оттого, что я в храм первый раз зашла и просто чего-то не знаю. Гораздо вероятнее то, что у меня на это свои причины. В том числе и такие, что я на самом деле могу знать больше вас.
В любом случае в каждой конкретной ситуации я делала наилучший для меня выбор из тех, что мне на тот момент были доступны. О том, как бы вы вели себя на моём месте, будете рассуждать, когда на том самом моём месте окажетесь.
Уф... Устала писать. А посему продолжение следует. А пока можно задавать вопросы и озвучивать пожелания, о чём хотелось бы почитать во второй части.
UPD: немного продолжения.
3. О православии3. О православии
В комментариях был вопрос: "Почему православие?" Если честно - не знаю. Это не было каким-то рациональным выбором в стиле "как князь Владимир веру выбирал". Как говорят, Господь привёл. Но вот теперь уже, задним числом, я понимаю, что это - правильно. Единственно правильное для меня.
И, тем не менее, на вопрос: "Ты православная?" - я не знаю, что ответить. Да, я принадлежу к той Церкви, которую называют православной. Хотя мне больше нравится наименование "ортодоксальное христианство". А "православные" для меня - это такие вот в доску правильные, которые знают всё о том, как надо жить. И, соответственно, живут, но мне до них - как до луны пешком. Да и, честно говоря, не хочется мне быть "православной" в этом смысле. Да, я "неправильная", я бунтарка, я непокорная. Но именно это я для себя считаю правильным.
Помнится, из гимназии я уволилась после того, как на моих глазах директриса ругала моего ученика. Причём он был не виноват: он честно ответил на её вопрос так, как она этот вопрос сформулировала. Она же обвинила его во вранье. Он плакал, говорил, что это не так, в ответ слышал: "Не лги мне!" Я стояла рядом, смотрела, мне очень хотелось вмешаться - но было нельзя. Она - директриса, я - рядовой учитель. Как она говорила: "Ваше дело не рассуждать, ваше дело исполнять". И вот тут я поняла: я не могу больше работать в этом месте. Не могу "смиряться" и молчать в надежде, что пройдёт энное количество лет - и директриса сама поймёт, что не права. Потому что это не монастырь, а дети - не монахи. И если ребёнок отвернётся от Христа потому, что будет считать, что это и есть христианство - лично для меня никакие раскаяния задним числом не помогут этому ребёнку.
Да, как православная я должна была смириться и отдать себя в полное подчинение настоятелю и его супруге. Потому что, как говорил настоятель, "у вас одна свобода - свобода от греха". Увольняться я тоже не имела морального права - меня же благословили работать! А я уволилась. И до сих пор считаю, что была права. Но вот не знаю, имею ли я право называться "православной". Наверное, всё-таки нет. Поэтому я называю себя христианкой. Плохой, неправильной - но уж какая есть. Как-то мне священник посоветовал не забывать, что мытари и блудницы впереди всех идут в Царствие Божие. Вот это и не даёт отчаиваться.
4. Моё мнение относительно других вероисповеданий или отсутствия таковых4. Моё мнение относительно других вероисповеданий или отсутствия таковых
Я считаю свою веру единственно правильной - не только для себя, но и объективно. Для меня это как законы физики, например: человек может о них не знать - но это не значит, что их нет. Они есть, и они действуют именно так, как в моей картине мира.
При этом я признаю право за другими людьми верить так и в то, во что они посчитают нужным, или не верить вообще. Я понимаю, что любые убеждения людей возникли не на пустом месте. И если человек выбрал не то, что я - значит, у него были основания сделать именно такой выбор. Я полностью согласна с мнением, что в каждый момент времени человек делает наиболее правильный выбор из доступных ему. Видимо, православие по каким-либо причинам было ему недоступно. И его выбор был наиболее подходящим ему на тот момент времени. И я этот выбор уважаю. В конце концов, если бы я сама узнала о православии раньше - я бы наверняка свихнулась от противоречий, а блаженное неведение до поры до времени меня от этого спасло.
Но это не значит, что я считаю картину мира таких людей объективно правильной. Я не разделяю позиции, что христиан после смерти ждут ад или рай, буддистов - нирвана, иеговистов - вечный сон до второго пришествия, а атеистов - уничтожение (то есть кто во что верит, тот то и получит). Я считаю, что реальность - она одна. И мир духовный - он один. И законы мира - одни. Только одни люди после смерти увидят то, чего ждали, а другие - то, к чему совершенно не были готовы.
Поэтому я не могу сказать, например, атеисту: "Я права, считая, что загробный мир есть, но и ты тоже прав, считая, что его нет". Потому что, по законам математической логики, два противоположных утверждения не могут быть одновременно истиными. Но при этом я могу сказать: "Ты был прав, выбирая для себя атеизм. Видимо, на тот момент времени это был лучший выбор для тебя из тебе доступных". Но это не означает, что мне не хочется, чтобы горизонты человека расширились и число доступных выборов увеличилось.
Собственно, в христианстве оно так и есть: человеку не открывается какая-то истина до тех пор, пока он не готов её принять. Например, если бы человек враз увидел все свои грехи - впал бы в отчаяние. Может быть, именно поэтому Господь попускает таким людям выбирать пусть долгий и кривой, но более щадящий путь к себе - тот, по которому они в состоянии пойти.
Помню, читала я ЖЖ одной девушки - украинской мусульманки. Она росла в атеизме, а когда поступила в институт, познакомилась с мусульманами, которые рассказали ей о Боге. И она приняла ислам. И вот читала я про её жизнь и думала: а может, так действительно лучше для неё? Это не значит, что я считаю ислам правильным (хотя зёрна истины в нём есть), но, может, лучше, чтобы она верила, пусть и неправильно, чем не верила вообще? Может, если бы не ислам, она бы вообще о Боге не узнала никогда?..
Но признавая и уважая чужое право выбора, я не могу признать их картину мира верной. Да, возможно, человек не готов увидеть истину. И если кто-то считает это для себя оскорблением - можете отписаться и не читать мой дневник, но я своего мнения не изменю. Да, я считаю, что картина мира людей неверующих беднее, чем моя. Потому что у атеистов есть один мир - материальный. У меня он тоже есть, но у меня есть ещё и мир духовный. Это как 2D и 3D. Как множество и его подмножество. И если для кого-то такая позиция означает обесценивание его мира... что ж, человек вправе так думать. Хотя я не считаю, что обесцениваю его мир: потому что у меня этот мир - точно такой же! Я живу точно в таком же материальном мире и признаю его ценность. Но только я вижу и другой мир. И не просто вижу: я с ним взаимодействую. Я чувствую Бога в своей жизни. Я вижу Его промысел. И я вижу столько фактов присутствия Бога, что они просто не могут быть случайностью. А вот если кто-то будет мне доказывать, что я просто верю в то, во что мне хочется (приятнее) верить - это как раз и будет обесцениванием моего опыта.
Потому что если человек не встречался с Богом в своей жизни - это означает только то, что не встречался. Но не то, что Бога нет вообще. Мы много с кем не пересекались ни разу и даже не знаем о их существовании - а они живут и точно так же не подозревают о существовании нас. Я - встречалась. И отрицать мой опыт - вот это и есть обесценивание.
И знаете... то, во что я верю - оно далеко не всегда приятно и радостно. Верь я в то, во что мне хочется - я бы ушла куда-нибудь к харизматиками, где "уверуй - и всё, ты спасён". Потому что это действительно было бы клёво! Но, увы, реальность совсем иная. Она - та, где "вера без дел мертва". Она - та, где сколько ни кайся - от грехов всё равно не избавишься окончательно, и всё, что можно - это изжить в себе хоть какую-то их часть. Она - та, где какой бы ни был милосердный Бог, Он не в состоянии спасти тех, кто сам этого не хочет.
Моя реальность - реально страшная. Я бы хотела, чтобы она была иной. Но от моего хотения она не изменится. Поэтому для меня было бы большой глупостью закрывать глаза на правду и верить в то, во что приятно. Я предпочитаю истину.
Хотя вполне допускаю, что для других людей истина просто пока недоступна. И это не значит, что они какие-то ущербные. У каждого - свой путь.
UPD: в кои-то веки обещанное продолжение
5. Чего я не люблю и за что можно схлопотать бан5. Чего я не люблю и за что можно схлопотать бан
В первую очередь я не люблю религиозно-атеистическую пропаганду и споры. Если у Вас другое мировоззрение - живите с ним спокойно и дайте жить мне с моим. Лично для себя уже всё решила. Никому другому я ничего доказывать не хочу. Если что-то интересно узнать - спрашивайте, отвечу с радостью. Но требовать с меня каких-то доказательств, обоснований, ссылок и прочего - увольте. Вам надо - вы и доказывайте. А за вопросы типа: "А почему твой Бог такой-то и так себя ведёт?" - сразу в бан. Как говорится, вопрос не по окладу. К Богу претензии - вот Ему и предъявляйте.
Далее: я категорически не приемлю советы в плане организации моей религиозной жизни. Например, "начать поститься" или "чаще причащаться". Просто потому, что дающие подобные советы, как правило, дают их наобум. "Попоститься" - а с чего вы решили, что на момент дачи совета я не пощусь? "Почаще в храм ходить и причащаться" - простите, а вы откуда знаете, с какой регулярностью я это делаю? Так и хочется спросить: "Свечку держали?"
Я не из тех людей, кто пишет радостные посты в стиле "Господь сподобил причаститься!" - и кучу танцующих смайликов. Для меня мои отношения с Богом - вещь очень личная и, я бы сказала, даже интимная. Поэтому вовне - на публичное обозрение - я выношу только ту часть, которая не касается лично меня. Но если я об этом не пишу - это не означает, что и в моей жизни тоже ничего нет. Хотите дать совет - для начала хотя бы спросите, как у меня дела обстоят. И, может быть, я даже и отвечу. А за советы без вникания в ситуацию - бан немедленный.
Третье. Баню без предупреждения за попытки навязать мне какие-либо благочестивые (и "благочестивые" - в кавычках - тоже!) традиции в качестве догматов. Простите, но догматическое богословие я изучала, у меня по нему "отлично" стоит! И в "Символе веры" точно ничего не сказано о том, что джинсы - это мужская одежда, а платок на голове благочестивее шарфика. И о том, что либо в 18 лет замуж - либо в монастырь, а "болтаться" в незамужнем состоянии - грех. И про то, можно ли в "нечистоте" дотрагиваться до бутылки со святой водой. И про то, что психотерапевты сродни экстрасенсам. И что если кто ведёт ЖЖ, то душу дьяволу продал и лучше ему пойти и ещё раз покреститься (а вот "исповедаю едино крещение" - сказано!). В общем, вы поняли.
Четвёртое. Немедленный животворящий бан - за любое проявление агрессии в адрес кого бы то ни было с какими-то то ни было взглядами. Сказано: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13:34). Но нигде не сказано, что по-христиански - желать кого-то сжечь и пепел по ветру развеять, проклинать других людей, желать им всяких гадостей... Для меня всякий, кто осуждает (не случайно, в мыслях, а именно сознательно - в записях, комментариях и т. д.), христианином быть перестаёт. Ну и отношусь я к такому человеку соответственно: думать он может что угодно, но для меня он ни разу не авторитет. А за осуждение кого бы то ни было в моём дневнике - бан навечно.
И последнее. Точнее как вывод из предыдущего. Я считаю, что прежде чем обожиться, надо для начала очеловечиться. И если чьи-либо высказывания/рассуждения/утверждения о высокодуховном, но противоречат элементарным человеческим правилам взаимоотношений - лично я задумаюсь, насколько ваши слова "духовны".
Вот как-то так.
1. Как я до такого докатилась1. Как я до такого докатилась
С детства я воспитывалась в атеистической семье. И себя, соответственно, считала атеисткой. И по 14 лет включительно была "правильной" пионеркой (а Кураев про "борьбу с религиозными предрассудками" тогда ещё не написал). И считала правильным придерживаться тех обещаний, которые дала, вступая в пионеры. И на тот момент для меня это был лучший вариант: жить, раздираемой противоречиями, я бы не смогла.
А когда мне было почти 15 лет - я решила, что свой долг атеизму я отдала: в пионеры уже по возрасту не годилась, а в комсомол ещё не вступила. И пришла в православный храм. Сама, сознательно, изъявила желание креститься. И с тех пор началась моя христианская жизнь.
Поэтому высказывания в мой адрес: «Ты просто пока не понимаешь, вот сойдёт на тебя Дух Святой - тогда поймёшь» я считаю некорректными. Святой Дух на меня уже сошёл - в Таинстве Миропомазания, тому уже 25 лет как.
2. Моя жизнь в Церкви2. Моя жизнь в Церкви
Так получилось, что с первых дней в Церкви я сразу с головой окунулась в церковную деятельность. Я пела на клиросе (если кто в курсе - хор "София", хотя в то время он ещё не носил это название). И огромная моя благодарность Ольге Карловне Русаковой - она стала моим первым проводником на пути к Богу. С того самого момента, как выбила у владыки разрешение на моё крещение (требовалось согласие родителей, а я прекрасно понимала, что никто мне такого согласия не даст. Родственники и узнали-то о том,что я крещёная, только через пару лет, да и то случайно).
На 5-м курсе университета я пошла работать в православную гимназию. Проработала там 2,5 года, пока она не закрылась из-за отсутствия финансирования. И тогда мама моего ученика позвала меня в воскресную школу.
И началось... Не покривлю душой, если скажу, что это был один из лучших периодов в моей жизни. Я преподавала церковнославянский язык и апологетику, руководила миссионерской театральной студией, вела подростковый дискуссионный клуб и лекторий для взрослых при храме, возглавляла проект "Воскресная школа XXI века".
Кому интересно - подробности по тэгу "В нашей воскреске".
А поскольку профильного образования у меня не было (только педагогическое), я пошла учиться в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по специальности "Теология". Не закончила, правда, отучилась только половину: началось "веселье" (подробнее здесь, а особенно здесь в комментариях, потом продолжение и чем дело закончилось), в результате чего я ушла из открытой заново православной гимназии и вообще с тех самых пор от в доску правильных православных стараюсь держаться подальше.
И понятия не имею, с чего кто-то решил, что я училась на миссионерском факультете. Это был факультет дополнительного образования. На миссионерских курсах при епархии я училась, было дело, но это ещё во времена студенчества.
И после переезда я тоже стала в воскресной школе работать. В общей сложности преподаванию в двух школах я отдала 13 лет - пока хватало сил работать без выходных. И пока в новой школе не повторилась (не так жёстко, конечно, как с "матушкой-настоятельницей", но всё же) старая история.
Поэтому если у кого-то возникнет желание объяснить мне, как "правильно по-православному" - извините, конечно, но я в Церкви уже 25 лет. И если веду себя, как вам кажется, "неправильно" - то это, скорее всего, не оттого, что я в храм первый раз зашла и просто чего-то не знаю. Гораздо вероятнее то, что у меня на это свои причины. В том числе и такие, что я на самом деле могу знать больше вас.
В любом случае в каждой конкретной ситуации я делала наилучший для меня выбор из тех, что мне на тот момент были доступны. О том, как бы вы вели себя на моём месте, будете рассуждать, когда на том самом моём месте окажетесь.
Уф... Устала писать. А посему продолжение следует. А пока можно задавать вопросы и озвучивать пожелания, о чём хотелось бы почитать во второй части.
UPD: немного продолжения.
3. О православии3. О православии
В комментариях был вопрос: "Почему православие?" Если честно - не знаю. Это не было каким-то рациональным выбором в стиле "как князь Владимир веру выбирал". Как говорят, Господь привёл. Но вот теперь уже, задним числом, я понимаю, что это - правильно. Единственно правильное для меня.
И, тем не менее, на вопрос: "Ты православная?" - я не знаю, что ответить. Да, я принадлежу к той Церкви, которую называют православной. Хотя мне больше нравится наименование "ортодоксальное христианство". А "православные" для меня - это такие вот в доску правильные, которые знают всё о том, как надо жить. И, соответственно, живут, но мне до них - как до луны пешком. Да и, честно говоря, не хочется мне быть "православной" в этом смысле. Да, я "неправильная", я бунтарка, я непокорная. Но именно это я для себя считаю правильным.
Помнится, из гимназии я уволилась после того, как на моих глазах директриса ругала моего ученика. Причём он был не виноват: он честно ответил на её вопрос так, как она этот вопрос сформулировала. Она же обвинила его во вранье. Он плакал, говорил, что это не так, в ответ слышал: "Не лги мне!" Я стояла рядом, смотрела, мне очень хотелось вмешаться - но было нельзя. Она - директриса, я - рядовой учитель. Как она говорила: "Ваше дело не рассуждать, ваше дело исполнять". И вот тут я поняла: я не могу больше работать в этом месте. Не могу "смиряться" и молчать в надежде, что пройдёт энное количество лет - и директриса сама поймёт, что не права. Потому что это не монастырь, а дети - не монахи. И если ребёнок отвернётся от Христа потому, что будет считать, что это и есть христианство - лично для меня никакие раскаяния задним числом не помогут этому ребёнку.
Да, как православная я должна была смириться и отдать себя в полное подчинение настоятелю и его супруге. Потому что, как говорил настоятель, "у вас одна свобода - свобода от греха". Увольняться я тоже не имела морального права - меня же благословили работать! А я уволилась. И до сих пор считаю, что была права. Но вот не знаю, имею ли я право называться "православной". Наверное, всё-таки нет. Поэтому я называю себя христианкой. Плохой, неправильной - но уж какая есть. Как-то мне священник посоветовал не забывать, что мытари и блудницы впереди всех идут в Царствие Божие. Вот это и не даёт отчаиваться.
4. Моё мнение относительно других вероисповеданий или отсутствия таковых4. Моё мнение относительно других вероисповеданий или отсутствия таковых
Я считаю свою веру единственно правильной - не только для себя, но и объективно. Для меня это как законы физики, например: человек может о них не знать - но это не значит, что их нет. Они есть, и они действуют именно так, как в моей картине мира.
При этом я признаю право за другими людьми верить так и в то, во что они посчитают нужным, или не верить вообще. Я понимаю, что любые убеждения людей возникли не на пустом месте. И если человек выбрал не то, что я - значит, у него были основания сделать именно такой выбор. Я полностью согласна с мнением, что в каждый момент времени человек делает наиболее правильный выбор из доступных ему. Видимо, православие по каким-либо причинам было ему недоступно. И его выбор был наиболее подходящим ему на тот момент времени. И я этот выбор уважаю. В конце концов, если бы я сама узнала о православии раньше - я бы наверняка свихнулась от противоречий, а блаженное неведение до поры до времени меня от этого спасло.
Но это не значит, что я считаю картину мира таких людей объективно правильной. Я не разделяю позиции, что христиан после смерти ждут ад или рай, буддистов - нирвана, иеговистов - вечный сон до второго пришествия, а атеистов - уничтожение (то есть кто во что верит, тот то и получит). Я считаю, что реальность - она одна. И мир духовный - он один. И законы мира - одни. Только одни люди после смерти увидят то, чего ждали, а другие - то, к чему совершенно не были готовы.
Поэтому я не могу сказать, например, атеисту: "Я права, считая, что загробный мир есть, но и ты тоже прав, считая, что его нет". Потому что, по законам математической логики, два противоположных утверждения не могут быть одновременно истиными. Но при этом я могу сказать: "Ты был прав, выбирая для себя атеизм. Видимо, на тот момент времени это был лучший выбор для тебя из тебе доступных". Но это не означает, что мне не хочется, чтобы горизонты человека расширились и число доступных выборов увеличилось.
Собственно, в христианстве оно так и есть: человеку не открывается какая-то истина до тех пор, пока он не готов её принять. Например, если бы человек враз увидел все свои грехи - впал бы в отчаяние. Может быть, именно поэтому Господь попускает таким людям выбирать пусть долгий и кривой, но более щадящий путь к себе - тот, по которому они в состоянии пойти.
Помню, читала я ЖЖ одной девушки - украинской мусульманки. Она росла в атеизме, а когда поступила в институт, познакомилась с мусульманами, которые рассказали ей о Боге. И она приняла ислам. И вот читала я про её жизнь и думала: а может, так действительно лучше для неё? Это не значит, что я считаю ислам правильным (хотя зёрна истины в нём есть), но, может, лучше, чтобы она верила, пусть и неправильно, чем не верила вообще? Может, если бы не ислам, она бы вообще о Боге не узнала никогда?..
Но признавая и уважая чужое право выбора, я не могу признать их картину мира верной. Да, возможно, человек не готов увидеть истину. И если кто-то считает это для себя оскорблением - можете отписаться и не читать мой дневник, но я своего мнения не изменю. Да, я считаю, что картина мира людей неверующих беднее, чем моя. Потому что у атеистов есть один мир - материальный. У меня он тоже есть, но у меня есть ещё и мир духовный. Это как 2D и 3D. Как множество и его подмножество. И если для кого-то такая позиция означает обесценивание его мира... что ж, человек вправе так думать. Хотя я не считаю, что обесцениваю его мир: потому что у меня этот мир - точно такой же! Я живу точно в таком же материальном мире и признаю его ценность. Но только я вижу и другой мир. И не просто вижу: я с ним взаимодействую. Я чувствую Бога в своей жизни. Я вижу Его промысел. И я вижу столько фактов присутствия Бога, что они просто не могут быть случайностью. А вот если кто-то будет мне доказывать, что я просто верю в то, во что мне хочется (приятнее) верить - это как раз и будет обесцениванием моего опыта.
Потому что если человек не встречался с Богом в своей жизни - это означает только то, что не встречался. Но не то, что Бога нет вообще. Мы много с кем не пересекались ни разу и даже не знаем о их существовании - а они живут и точно так же не подозревают о существовании нас. Я - встречалась. И отрицать мой опыт - вот это и есть обесценивание.
И знаете... то, во что я верю - оно далеко не всегда приятно и радостно. Верь я в то, во что мне хочется - я бы ушла куда-нибудь к харизматиками, где "уверуй - и всё, ты спасён". Потому что это действительно было бы клёво! Но, увы, реальность совсем иная. Она - та, где "вера без дел мертва". Она - та, где сколько ни кайся - от грехов всё равно не избавишься окончательно, и всё, что можно - это изжить в себе хоть какую-то их часть. Она - та, где какой бы ни был милосердный Бог, Он не в состоянии спасти тех, кто сам этого не хочет.
Моя реальность - реально страшная. Я бы хотела, чтобы она была иной. Но от моего хотения она не изменится. Поэтому для меня было бы большой глупостью закрывать глаза на правду и верить в то, во что приятно. Я предпочитаю истину.
Хотя вполне допускаю, что для других людей истина просто пока недоступна. И это не значит, что они какие-то ущербные. У каждого - свой путь.
UPD: в кои-то веки обещанное продолжение
5. Чего я не люблю и за что можно схлопотать бан5. Чего я не люблю и за что можно схлопотать бан
В первую очередь я не люблю религиозно-атеистическую пропаганду и споры. Если у Вас другое мировоззрение - живите с ним спокойно и дайте жить мне с моим. Лично для себя уже всё решила. Никому другому я ничего доказывать не хочу. Если что-то интересно узнать - спрашивайте, отвечу с радостью. Но требовать с меня каких-то доказательств, обоснований, ссылок и прочего - увольте. Вам надо - вы и доказывайте. А за вопросы типа: "А почему твой Бог такой-то и так себя ведёт?" - сразу в бан. Как говорится, вопрос не по окладу. К Богу претензии - вот Ему и предъявляйте.
Далее: я категорически не приемлю советы в плане организации моей религиозной жизни. Например, "начать поститься" или "чаще причащаться". Просто потому, что дающие подобные советы, как правило, дают их наобум. "Попоститься" - а с чего вы решили, что на момент дачи совета я не пощусь? "Почаще в храм ходить и причащаться" - простите, а вы откуда знаете, с какой регулярностью я это делаю? Так и хочется спросить: "Свечку держали?"
Я не из тех людей, кто пишет радостные посты в стиле "Господь сподобил причаститься!" - и кучу танцующих смайликов. Для меня мои отношения с Богом - вещь очень личная и, я бы сказала, даже интимная. Поэтому вовне - на публичное обозрение - я выношу только ту часть, которая не касается лично меня. Но если я об этом не пишу - это не означает, что и в моей жизни тоже ничего нет. Хотите дать совет - для начала хотя бы спросите, как у меня дела обстоят. И, может быть, я даже и отвечу. А за советы без вникания в ситуацию - бан немедленный.
Третье. Баню без предупреждения за попытки навязать мне какие-либо благочестивые (и "благочестивые" - в кавычках - тоже!) традиции в качестве догматов. Простите, но догматическое богословие я изучала, у меня по нему "отлично" стоит! И в "Символе веры" точно ничего не сказано о том, что джинсы - это мужская одежда, а платок на голове благочестивее шарфика. И о том, что либо в 18 лет замуж - либо в монастырь, а "болтаться" в незамужнем состоянии - грех. И про то, можно ли в "нечистоте" дотрагиваться до бутылки со святой водой. И про то, что психотерапевты сродни экстрасенсам. И что если кто ведёт ЖЖ, то душу дьяволу продал и лучше ему пойти и ещё раз покреститься (а вот "исповедаю едино крещение" - сказано!). В общем, вы поняли.
Четвёртое. Немедленный животворящий бан - за любое проявление агрессии в адрес кого бы то ни было с какими-то то ни было взглядами. Сказано: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13:34). Но нигде не сказано, что по-христиански - желать кого-то сжечь и пепел по ветру развеять, проклинать других людей, желать им всяких гадостей... Для меня всякий, кто осуждает (не случайно, в мыслях, а именно сознательно - в записях, комментариях и т. д.), христианином быть перестаёт. Ну и отношусь я к такому человеку соответственно: думать он может что угодно, но для меня он ни разу не авторитет. А за осуждение кого бы то ни было в моём дневнике - бан навечно.
И последнее. Точнее как вывод из предыдущего. Я считаю, что прежде чем обожиться, надо для начала очеловечиться. И если чьи-либо высказывания/рассуждения/утверждения о высокодуховном, но противоречат элементарным человеческим правилам взаимоотношений - лично я задумаюсь, насколько ваши слова "духовны".
Вот как-то так.
Это личное дело каждого.
Но узнать позицию другого человека всегда интересно.
а если просто игнорировать кислотные советы и мнения?
Ms Robinson, игнорировать можно. Только в моём случае это занимает очень много внутренних сил. Потом что "ну это же верующий человек сказал, а он не может быть неправ". То есть умом-то я прекрасно понимаю, что может, но в этот момент вклучается внутренний ребёнок, для которого "раз взрослый сказал, значит, так оно и есть".
Я однажды услышала от авторитетного для меня человека фразу: "Разве может быть у нас быть глубокая вера? Мы же в атеистических семьях росли, с детства не верили..." И когда меня начинают "учить жить", из бессознательного наружу лезут эти слова. И я думаю: а действительно, с чего я решила, что могу быть права? Я же не верующая с детства. А значит, им виднее.
Понимаю, что с этим нужно разбираться прежде всего у себя в голове. Но сейчас мне силы нужны на другое, и это другое для меня гораздо важнее. Поэтому мне проще один раз написать - и потом банить со спокойной совестью, а не ломать голову неделю или две над тем, как бы так человеку ответить, чтобы его не обидеть, да так в конце концов и не придумать, а кучу сил потерять.
Я, по моему, нигде даже не озвучиваю свое отношение к религии ))) Поэтому, надеюсь, меня чистка не коснется )
Я не про "своё отношение". Я вполне себе общаюсь с людьми разных религиозных предпочтений - в том случае, когда они оставляют за мной право жить так, как я считаю нужным. А вот когда начинается "Ты христианка? Значит, должна делать то-то и то-то и думать так-то и так-то" или "Тебе плохо? Так ты молись больше, причащайся чаще - и всё будет хорошо" - вот такие товарищи сразу идут лесом.
А кого забанить хотела - тот сам отписался. "Не вынесла душа поэта" того, что я считаю христианское мировоззрение более широким, нежели атеистическое. Счёл обесцениванием, притом что сам регулярно у меня в комментах тыкал носом меня и моих ПЧ в их неправоту - и это нормально было. А вот в его (даже не лично в его, а атеизма как явления) адрес - оказалось вдруг недопустимо.
Теперь у меня не будет голова болеть на тему "Как бы ему так помягче сказать, что он не прав, чтобы не обидеть?" и не висеть куча неотвеченных комментариев.
При этом я признаю право за другими людьми верить так и в то, во что они посчитают нужным, или не верить вообще. Я понимаю, что любые убеждения людей возникли не на пустом месте. И если человек выбрал не то, что я - значит, у него были основания сделать именно такой выбор. Я полностью согласна с мнением, что в каждый момент времени человек делает наиболее правильный выбор из доступных ему. Видимо, православие по каким-либо причинам было ему недоступно. И его выбор был наиболее подходящим ему на тот момент времени. И я этот выбор уважаю.
аналогично.
как одно увязывается с другим?
Julie Alafiel, выбор "не рациональный" и "то, что мне хочется" - для меня это вовсе не одно и то же. То есть я, например, хочу, чтобы было всё в шоколаде. Но интуитивно я чувствую, что такое ну никак не может быть. На уровень доказательств, может или не может, это даже не выходит. Да и мне не интересно разбираться. Я доверяю своей интуиции, а она, в конечном итоге, меня в этих вопросах не подводит. И потом, уже задним числом, приходят доказательства её правоты. Хотя изначально хотела я совсем другого.
Или я, к примеру, летать хочу. Чтобы с крыши шагнуть - и полететь. Но что-то мне подсказывает, что так делать не стоит. А уже после я узнаю про силу тяготения - и мои предчувствия получают обоснованное подтверждение. Но в любом случае это - не то, о чём я мечтала.
Я верю, и верю глубоко, хотя именно чрезмерная вера близкого человека однажды почти разрушила и уничтожила меня и мою жизнь, последствия до сих пор огромные. Но это моё личное дело, которое ни с кем не обсуждается - насколько и во что я верю, так что знакомые даже не в курсе. И очень печально, что из-за политизированности РПЦ не могу и не хочу посещать лживые проповеди, а хочется найти реально верующего священника. Жаль, извели их в нашей зоне обитания.
Братья Маджере, печально... Мне вот повезло сейчас встретить адекватных священников - и иметь возможность зализать раны, нанесённые неадекватными.
И очень печально, что из-за политизированности РПЦ
Вот лично я всеми руками за то, чтобы Церковь была отделена от государства. У Кураева по этому поводу хороший текст был.
А так бы с радостью, наверное... Но - другие приоритеты.
Братья Маджере, не хуже, конечно! Только в храм ходят ещё и не за этим.
Но за всем остальным я (пока) предпочитаю идти к Рейстлину. Ибо принимать таинства от человека, который в храме не служит, а работает - бррр... А в олдскульных книжках сказано, что за неимением священника молебны, освящения и даже отпевания проводит старший в семье. А братик, как ни как, даже учился этому делу.
Но это мои, опять же, личные взгляды, которые я никому навязывать не собираюсь. Как-то, даже, неожиданно тема зашла )
Братья Маджере, вот как! Братик-то крут, оказывается! Повезло, когда в семье такой человек есть! (хотя Вам с ним, по-моему, вообще во всех отношениях повезло)
Братик, конечно, крут, но насчёт "повезло" я не думаю. Там... всё сложно. Отношения - это не везение, а тяжёлая работа, иной раз просто адски тяжёлая. И не все понимают, насколько Рейстлин, реально, тяжёлый в сожительстве человек (особенно девочки, которые на него по сей день вешаются
Это как будто работаешь в собственной кузнице, и хочешь за месяц сковать реальный танк, я думаю
Братья Маджере, ну так Рейстлин же!
Это как будто работаешь в собственной кузнице, и хочешь за месяц сковать реальный танк
Ну так "Кузница души", всё по Маргарет Уэйс!
читать дальше
Братья Маджере, у каждого - свой путь. И только одному Богу известно, что для каждого конкретного человека лучше, а что нет. Мне кажется, тут никто не имеет права судить.
Ну и... я сама точно такая же бунтарка! Которая в систему - ни за какие коврижки.
Немного жалею только о том, что крестины ребенка - это способ стать в некотором смысле родственниками с друзьями, но утешаю себя тем, что уровень близости между людьми - это не вопрос ритуала. И да, куличи пеку, яйца крашу, но потому что мне нравится внешняя нарядная атрибутика праздника и я рассчитываю на неё как на интересное семейное дело со своими детьми в будущем.
akiokocoon13, интересно... Я вот куличи не пеку и яйца не крашу. И никогда не пекла и не красила. С одной стороны, не вижу потребности. С другой, как-то это оно слишком распиарено, что даже не хочется. С третьей... в других традициях меня всегда привлекало то, что у них есть эти самые традиции, повод для объединения, какой-то общности... А я даже Рождество не праздную (хотя я сейчас вообще ничего не праздную).
хотя я сейчас вообще ничего не праздную - можно спросить, почему?