В последнее время у меня несколько раз возникало острое желание забанить у себя в дневнике пару человек. Одного - из-за атеизма, другого - из-за особо рьяного православия. Но дабы не рубить с плеча - для начала расскажу о своём отношении к религии и о том, за что в моём дневнике можно схлопотать бан.
1. Как я до такого докатилась1. Как я до такого докатилась
С детства я воспитывалась в атеистической семье. И себя, соответственно, считала атеисткой. И по 14 лет включительно была "правильной" пионеркой (а Кураев про "борьбу с религиозными предрассудками" тогда ещё не написал). И считала правильным придерживаться тех обещаний, которые дала, вступая в пионеры. И на тот момент для меня это был лучший вариант: жить, раздираемой противоречиями, я бы не смогла.
А когда мне было почти 15 лет - я решила, что свой долг атеизму я отдала: в пионеры уже по возрасту не годилась, а в комсомол ещё не вступила. И пришла в православный храм. Сама, сознательно, изъявила желание креститься. И с тех пор началась моя христианская жизнь.
Поэтому высказывания в мой адрес: «Ты просто пока не понимаешь, вот сойдёт на тебя Дух Святой - тогда поймёшь» я считаю некорректными. Святой Дух на меня уже сошёл - в Таинстве Миропомазания, тому уже 25 лет как.
2. Моя жизнь в Церкви2. Моя жизнь в Церкви
Так получилось, что с первых дней в Церкви я сразу с головой окунулась в церковную деятельность. Я пела на клиросе (если кто в курсе - хор "София", хотя в то время он ещё не носил это название). И огромная моя благодарность Ольге Карловне Русаковой - она стала моим первым проводником на пути к Богу. С того самого момента, как выбила у владыки разрешение на моё крещение (требовалось согласие родителей, а я прекрасно понимала, что никто мне такого согласия не даст. Родственники и узнали-то о том,что я крещёная, только через пару лет, да и то случайно).
На 5-м курсе университета я пошла работать в православную гимназию. Проработала там 2,5 года, пока она не закрылась из-за отсутствия финансирования. И тогда мама моего ученика позвала меня в воскресную школу.
И началось... Не покривлю душой, если скажу, что это был один из лучших периодов в моей жизни. Я преподавала церковнославянский язык и апологетику, руководила миссионерской театральной студией, вела подростковый дискуссионный клуб и лекторий для взрослых при храме, возглавляла проект "Воскресная школа XXI века".
Кому интересно - подробности по тэгу "В нашей воскреске".
А поскольку профильного образования у меня не было (только педагогическое), я пошла учиться в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по специальности "Теология". Не закончила, правда, отучилась только половину: началось "веселье" (подробнее здесь, а особенно здесь в комментариях, потом продолжение и чем дело закончилось), в результате чего я ушла из открытой заново православной гимназии и вообще с тех самых пор от в доску правильных православных стараюсь держаться подальше.
И понятия не имею, с чего кто-то решил, что я училась на миссионерском факультете. Это был факультет дополнительного образования. На миссионерских курсах при епархии я училась, было дело, но это ещё во времена студенчества.
И после переезда я тоже стала в воскресной школе работать. В общей сложности преподаванию в двух школах я отдала 13 лет - пока хватало сил работать без выходных. И пока в новой школе не повторилась (не так жёстко, конечно, как с "матушкой-настоятельницей", но всё же) старая история.
Поэтому если у кого-то возникнет желание объяснить мне, как "правильно по-православному" - извините, конечно, но я в Церкви уже 25 лет. И если веду себя, как вам кажется, "неправильно" - то это, скорее всего, не оттого, что я в храм первый раз зашла и просто чего-то не знаю. Гораздо вероятнее то, что у меня на это свои причины. В том числе и такие, что я на самом деле могу знать больше вас.
В любом случае в каждой конкретной ситуации я делала наилучший для меня выбор из тех, что мне на тот момент были доступны. О том, как бы вы вели себя на моём месте, будете рассуждать, когда на том самом моём месте окажетесь.
Уф... Устала писать. А посему продолжение следует. А пока можно задавать вопросы и озвучивать пожелания, о чём хотелось бы почитать во второй части.
UPD: немного продолжения.
3. О православии3. О православии
В комментариях был вопрос: "Почему православие?" Если честно - не знаю. Это не было каким-то рациональным выбором в стиле "как князь Владимир веру выбирал". Как говорят, Господь привёл. Но вот теперь уже, задним числом, я понимаю, что это - правильно. Единственно правильное для меня.
И, тем не менее, на вопрос: "Ты православная?" - я не знаю, что ответить. Да, я принадлежу к той Церкви, которую называют православной. Хотя мне больше нравится наименование "ортодоксальное христианство". А "православные" для меня - это такие вот в доску правильные, которые знают всё о том, как надо жить. И, соответственно, живут, но мне до них - как до луны пешком. Да и, честно говоря, не хочется мне быть "православной" в этом смысле. Да, я "неправильная", я бунтарка, я непокорная. Но именно это я для себя считаю правильным.
Помнится, из гимназии я уволилась после того, как на моих глазах директриса ругала моего ученика. Причём он был не виноват: он честно ответил на её вопрос так, как она этот вопрос сформулировала. Она же обвинила его во вранье. Он плакал, говорил, что это не так, в ответ слышал: "Не лги мне!" Я стояла рядом, смотрела, мне очень хотелось вмешаться - но было нельзя. Она - директриса, я - рядовой учитель. Как она говорила: "Ваше дело не рассуждать, ваше дело исполнять". И вот тут я поняла: я не могу больше работать в этом месте. Не могу "смиряться" и молчать в надежде, что пройдёт энное количество лет - и директриса сама поймёт, что не права. Потому что это не монастырь, а дети - не монахи. И если ребёнок отвернётся от Христа потому, что будет считать, что это и есть христианство - лично для меня никакие раскаяния задним числом не помогут этому ребёнку.
Да, как православная я должна была смириться и отдать себя в полное подчинение настоятелю и его супруге. Потому что, как говорил настоятель, "у вас одна свобода - свобода от греха". Увольняться я тоже не имела морального права - меня же благословили работать! А я уволилась. И до сих пор считаю, что была права. Но вот не знаю, имею ли я право называться "православной". Наверное, всё-таки нет. Поэтому я называю себя христианкой. Плохой, неправильной - но уж какая есть. Как-то мне священник посоветовал не забывать, что мытари и блудницы впереди всех идут в Царствие Божие. Вот это и не даёт отчаиваться.
4. Моё мнение относительно других вероисповеданий или отсутствия таковых4. Моё мнение относительно других вероисповеданий или отсутствия таковых
Я считаю свою веру единственно правильной - не только для себя, но и объективно. Для меня это как законы физики, например: человек может о них не знать - но это не значит, что их нет. Они есть, и они действуют именно так, как в моей картине мира.
При этом я признаю право за другими людьми верить так и в то, во что они посчитают нужным, или не верить вообще. Я понимаю, что любые убеждения людей возникли не на пустом месте. И если человек выбрал не то, что я - значит, у него были основания сделать именно такой выбор. Я полностью согласна с мнением, что в каждый момент времени человек делает наиболее правильный выбор из доступных ему. Видимо, православие по каким-либо причинам было ему недоступно. И его выбор был наиболее подходящим ему на тот момент времени. И я этот выбор уважаю. В конце концов, если бы я сама узнала о православии раньше - я бы наверняка свихнулась от противоречий, а блаженное неведение до поры до времени меня от этого спасло.
Но это не значит, что я считаю картину мира таких людей объективно правильной. Я не разделяю позиции, что христиан после смерти ждут ад или рай, буддистов - нирвана, иеговистов - вечный сон до второго пришествия, а атеистов - уничтожение (то есть кто во что верит, тот то и получит). Я считаю, что реальность - она одна. И мир духовный - он один. И законы мира - одни. Только одни люди после смерти увидят то, чего ждали, а другие - то, к чему совершенно не были готовы.
Поэтому я не могу сказать, например, атеисту: "Я права, считая, что загробный мир есть, но и ты тоже прав, считая, что его нет". Потому что, по законам математической логики, два противоположных утверждения не могут быть одновременно истиными. Но при этом я могу сказать: "Ты был прав, выбирая для себя атеизм. Видимо, на тот момент времени это был лучший выбор для тебя из тебе доступных". Но это не означает, что мне не хочется, чтобы горизонты человека расширились и число доступных выборов увеличилось.
Собственно, в христианстве оно так и есть: человеку не открывается какая-то истина до тех пор, пока он не готов её принять. Например, если бы человек враз увидел все свои грехи - впал бы в отчаяние. Может быть, именно поэтому Господь попускает таким людям выбирать пусть долгий и кривой, но более щадящий путь к себе - тот, по которому они в состоянии пойти.
Помню, читала я ЖЖ одной девушки - украинской мусульманки. Она росла в атеизме, а когда поступила в институт, познакомилась с мусульманами, которые рассказали ей о Боге. И она приняла ислам. И вот читала я про её жизнь и думала: а может, так действительно лучше для неё? Это не значит, что я считаю ислам правильным (хотя зёрна истины в нём есть), но, может, лучше, чтобы она верила, пусть и неправильно, чем не верила вообще? Может, если бы не ислам, она бы вообще о Боге не узнала никогда?..
Но признавая и уважая чужое право выбора, я не могу признать их картину мира верной. Да, возможно, человек не готов увидеть истину. И если кто-то считает это для себя оскорблением - можете отписаться и не читать мой дневник, но я своего мнения не изменю. Да, я считаю, что картина мира людей неверующих беднее, чем моя. Потому что у атеистов есть один мир - материальный. У меня он тоже есть, но у меня есть ещё и мир духовный. Это как 2D и 3D. Как множество и его подмножество. И если для кого-то такая позиция означает обесценивание его мира... что ж, человек вправе так думать. Хотя я не считаю, что обесцениваю его мир: потому что у меня этот мир - точно такой же! Я живу точно в таком же материальном мире и признаю его ценность. Но только я вижу и другой мир. И не просто вижу: я с ним взаимодействую. Я чувствую Бога в своей жизни. Я вижу Его промысел. И я вижу столько фактов присутствия Бога, что они просто не могут быть случайностью. А вот если кто-то будет мне доказывать, что я просто верю в то, во что мне хочется (приятнее) верить - это как раз и будет обесцениванием моего опыта.
Потому что если человек не встречался с Богом в своей жизни - это означает только то, что не встречался. Но не то, что Бога нет вообще. Мы много с кем не пересекались ни разу и даже не знаем о их существовании - а они живут и точно так же не подозревают о существовании нас. Я - встречалась. И отрицать мой опыт - вот это и есть обесценивание.
И знаете... то, во что я верю - оно далеко не всегда приятно и радостно. Верь я в то, во что мне хочется - я бы ушла куда-нибудь к харизматиками, где "уверуй - и всё, ты спасён". Потому что это действительно было бы клёво! Но, увы, реальность совсем иная. Она - та, где "вера без дел мертва". Она - та, где сколько ни кайся - от грехов всё равно не избавишься окончательно, и всё, что можно - это изжить в себе хоть какую-то их часть. Она - та, где какой бы ни был милосердный Бог, Он не в состоянии спасти тех, кто сам этого не хочет.
Моя реальность - реально страшная. Я бы хотела, чтобы она была иной. Но от моего хотения она не изменится. Поэтому для меня было бы большой глупостью закрывать глаза на правду и верить в то, во что приятно. Я предпочитаю истину.
Хотя вполне допускаю, что для других людей истина просто пока недоступна. И это не значит, что они какие-то ущербные. У каждого - свой путь.
UPD: в кои-то веки обещанное продолжение
5. Чего я не люблю и за что можно схлопотать бан5. Чего я не люблю и за что можно схлопотать бан
В первую очередь я не люблю религиозно-атеистическую пропаганду и споры. Если у Вас другое мировоззрение - живите с ним спокойно и дайте жить мне с моим. Лично для себя уже всё решила. Никому другому я ничего доказывать не хочу. Если что-то интересно узнать - спрашивайте, отвечу с радостью. Но требовать с меня каких-то доказательств, обоснований, ссылок и прочего - увольте. Вам надо - вы и доказывайте. А за вопросы типа: "А почему твой Бог такой-то и так себя ведёт?" - сразу в бан. Как говорится, вопрос не по окладу. К Богу претензии - вот Ему и предъявляйте.
Далее: я категорически не приемлю советы в плане организации моей религиозной жизни. Например, "начать поститься" или "чаще причащаться". Просто потому, что дающие подобные советы, как правило, дают их наобум. "Попоститься" - а с чего вы решили, что на момент дачи совета я не пощусь? "Почаще в храм ходить и причащаться" - простите, а вы откуда знаете, с какой регулярностью я это делаю? Так и хочется спросить: "Свечку держали?"
Я не из тех людей, кто пишет радостные посты в стиле "Господь сподобил причаститься!" - и кучу танцующих смайликов. Для меня мои отношения с Богом - вещь очень личная и, я бы сказала, даже интимная. Поэтому вовне - на публичное обозрение - я выношу только ту часть, которая не касается лично меня. Но если я об этом не пишу - это не означает, что и в моей жизни тоже ничего нет. Хотите дать совет - для начала хотя бы спросите, как у меня дела обстоят. И, может быть, я даже и отвечу. А за советы без вникания в ситуацию - бан немедленный.
Третье. Баню без предупреждения за попытки навязать мне какие-либо благочестивые (и "благочестивые" - в кавычках - тоже!) традиции в качестве догматов. Простите, но догматическое богословие я изучала, у меня по нему "отлично" стоит! И в "Символе веры" точно ничего не сказано о том, что джинсы - это мужская одежда, а платок на голове благочестивее шарфика. И о том, что либо в 18 лет замуж - либо в монастырь, а "болтаться" в незамужнем состоянии - грех. И про то, можно ли в "нечистоте" дотрагиваться до бутылки со святой водой. И про то, что психотерапевты сродни экстрасенсам. И что если кто ведёт ЖЖ, то душу дьяволу продал и лучше ему пойти и ещё раз покреститься (а вот "исповедаю едино крещение" - сказано!). В общем, вы поняли.
Четвёртое. Немедленный животворящий бан - за любое проявление агрессии в адрес кого бы то ни было с какими-то то ни было взглядами. Сказано: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13:34). Но нигде не сказано, что по-христиански - желать кого-то сжечь и пепел по ветру развеять, проклинать других людей, желать им всяких гадостей... Для меня всякий, кто осуждает (не случайно, в мыслях, а именно сознательно - в записях, комментариях и т. д.), христианином быть перестаёт. Ну и отношусь я к такому человеку соответственно: думать он может что угодно, но для меня он ни разу не авторитет. А за осуждение кого бы то ни было в моём дневнике - бан навечно.
И последнее. Точнее как вывод из предыдущего. Я считаю, что прежде чем обожиться, надо для начала очеловечиться. И если чьи-либо высказывания/рассуждения/утверждения о высокодуховном, но противоречат элементарным человеческим правилам взаимоотношений - лично я задумаюсь, насколько ваши слова "духовны".
Вот как-то так.
1. Как я до такого докатилась1. Как я до такого докатилась
С детства я воспитывалась в атеистической семье. И себя, соответственно, считала атеисткой. И по 14 лет включительно была "правильной" пионеркой (а Кураев про "борьбу с религиозными предрассудками" тогда ещё не написал). И считала правильным придерживаться тех обещаний, которые дала, вступая в пионеры. И на тот момент для меня это был лучший вариант: жить, раздираемой противоречиями, я бы не смогла.
А когда мне было почти 15 лет - я решила, что свой долг атеизму я отдала: в пионеры уже по возрасту не годилась, а в комсомол ещё не вступила. И пришла в православный храм. Сама, сознательно, изъявила желание креститься. И с тех пор началась моя христианская жизнь.
Поэтому высказывания в мой адрес: «Ты просто пока не понимаешь, вот сойдёт на тебя Дух Святой - тогда поймёшь» я считаю некорректными. Святой Дух на меня уже сошёл - в Таинстве Миропомазания, тому уже 25 лет как.
2. Моя жизнь в Церкви2. Моя жизнь в Церкви
Так получилось, что с первых дней в Церкви я сразу с головой окунулась в церковную деятельность. Я пела на клиросе (если кто в курсе - хор "София", хотя в то время он ещё не носил это название). И огромная моя благодарность Ольге Карловне Русаковой - она стала моим первым проводником на пути к Богу. С того самого момента, как выбила у владыки разрешение на моё крещение (требовалось согласие родителей, а я прекрасно понимала, что никто мне такого согласия не даст. Родственники и узнали-то о том,что я крещёная, только через пару лет, да и то случайно).
На 5-м курсе университета я пошла работать в православную гимназию. Проработала там 2,5 года, пока она не закрылась из-за отсутствия финансирования. И тогда мама моего ученика позвала меня в воскресную школу.
И началось... Не покривлю душой, если скажу, что это был один из лучших периодов в моей жизни. Я преподавала церковнославянский язык и апологетику, руководила миссионерской театральной студией, вела подростковый дискуссионный клуб и лекторий для взрослых при храме, возглавляла проект "Воскресная школа XXI века".
Кому интересно - подробности по тэгу "В нашей воскреске".
А поскольку профильного образования у меня не было (только педагогическое), я пошла учиться в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по специальности "Теология". Не закончила, правда, отучилась только половину: началось "веселье" (подробнее здесь, а особенно здесь в комментариях, потом продолжение и чем дело закончилось), в результате чего я ушла из открытой заново православной гимназии и вообще с тех самых пор от в доску правильных православных стараюсь держаться подальше.
И понятия не имею, с чего кто-то решил, что я училась на миссионерском факультете. Это был факультет дополнительного образования. На миссионерских курсах при епархии я училась, было дело, но это ещё во времена студенчества.
И после переезда я тоже стала в воскресной школе работать. В общей сложности преподаванию в двух школах я отдала 13 лет - пока хватало сил работать без выходных. И пока в новой школе не повторилась (не так жёстко, конечно, как с "матушкой-настоятельницей", но всё же) старая история.
Поэтому если у кого-то возникнет желание объяснить мне, как "правильно по-православному" - извините, конечно, но я в Церкви уже 25 лет. И если веду себя, как вам кажется, "неправильно" - то это, скорее всего, не оттого, что я в храм первый раз зашла и просто чего-то не знаю. Гораздо вероятнее то, что у меня на это свои причины. В том числе и такие, что я на самом деле могу знать больше вас.
В любом случае в каждой конкретной ситуации я делала наилучший для меня выбор из тех, что мне на тот момент были доступны. О том, как бы вы вели себя на моём месте, будете рассуждать, когда на том самом моём месте окажетесь.
Уф... Устала писать. А посему продолжение следует. А пока можно задавать вопросы и озвучивать пожелания, о чём хотелось бы почитать во второй части.
UPD: немного продолжения.
3. О православии3. О православии
В комментариях был вопрос: "Почему православие?" Если честно - не знаю. Это не было каким-то рациональным выбором в стиле "как князь Владимир веру выбирал". Как говорят, Господь привёл. Но вот теперь уже, задним числом, я понимаю, что это - правильно. Единственно правильное для меня.
И, тем не менее, на вопрос: "Ты православная?" - я не знаю, что ответить. Да, я принадлежу к той Церкви, которую называют православной. Хотя мне больше нравится наименование "ортодоксальное христианство". А "православные" для меня - это такие вот в доску правильные, которые знают всё о том, как надо жить. И, соответственно, живут, но мне до них - как до луны пешком. Да и, честно говоря, не хочется мне быть "православной" в этом смысле. Да, я "неправильная", я бунтарка, я непокорная. Но именно это я для себя считаю правильным.
Помнится, из гимназии я уволилась после того, как на моих глазах директриса ругала моего ученика. Причём он был не виноват: он честно ответил на её вопрос так, как она этот вопрос сформулировала. Она же обвинила его во вранье. Он плакал, говорил, что это не так, в ответ слышал: "Не лги мне!" Я стояла рядом, смотрела, мне очень хотелось вмешаться - но было нельзя. Она - директриса, я - рядовой учитель. Как она говорила: "Ваше дело не рассуждать, ваше дело исполнять". И вот тут я поняла: я не могу больше работать в этом месте. Не могу "смиряться" и молчать в надежде, что пройдёт энное количество лет - и директриса сама поймёт, что не права. Потому что это не монастырь, а дети - не монахи. И если ребёнок отвернётся от Христа потому, что будет считать, что это и есть христианство - лично для меня никакие раскаяния задним числом не помогут этому ребёнку.
Да, как православная я должна была смириться и отдать себя в полное подчинение настоятелю и его супруге. Потому что, как говорил настоятель, "у вас одна свобода - свобода от греха". Увольняться я тоже не имела морального права - меня же благословили работать! А я уволилась. И до сих пор считаю, что была права. Но вот не знаю, имею ли я право называться "православной". Наверное, всё-таки нет. Поэтому я называю себя христианкой. Плохой, неправильной - но уж какая есть. Как-то мне священник посоветовал не забывать, что мытари и блудницы впереди всех идут в Царствие Божие. Вот это и не даёт отчаиваться.
4. Моё мнение относительно других вероисповеданий или отсутствия таковых4. Моё мнение относительно других вероисповеданий или отсутствия таковых
Я считаю свою веру единственно правильной - не только для себя, но и объективно. Для меня это как законы физики, например: человек может о них не знать - но это не значит, что их нет. Они есть, и они действуют именно так, как в моей картине мира.
При этом я признаю право за другими людьми верить так и в то, во что они посчитают нужным, или не верить вообще. Я понимаю, что любые убеждения людей возникли не на пустом месте. И если человек выбрал не то, что я - значит, у него были основания сделать именно такой выбор. Я полностью согласна с мнением, что в каждый момент времени человек делает наиболее правильный выбор из доступных ему. Видимо, православие по каким-либо причинам было ему недоступно. И его выбор был наиболее подходящим ему на тот момент времени. И я этот выбор уважаю. В конце концов, если бы я сама узнала о православии раньше - я бы наверняка свихнулась от противоречий, а блаженное неведение до поры до времени меня от этого спасло.
Но это не значит, что я считаю картину мира таких людей объективно правильной. Я не разделяю позиции, что христиан после смерти ждут ад или рай, буддистов - нирвана, иеговистов - вечный сон до второго пришествия, а атеистов - уничтожение (то есть кто во что верит, тот то и получит). Я считаю, что реальность - она одна. И мир духовный - он один. И законы мира - одни. Только одни люди после смерти увидят то, чего ждали, а другие - то, к чему совершенно не были готовы.
Поэтому я не могу сказать, например, атеисту: "Я права, считая, что загробный мир есть, но и ты тоже прав, считая, что его нет". Потому что, по законам математической логики, два противоположных утверждения не могут быть одновременно истиными. Но при этом я могу сказать: "Ты был прав, выбирая для себя атеизм. Видимо, на тот момент времени это был лучший выбор для тебя из тебе доступных". Но это не означает, что мне не хочется, чтобы горизонты человека расширились и число доступных выборов увеличилось.
Собственно, в христианстве оно так и есть: человеку не открывается какая-то истина до тех пор, пока он не готов её принять. Например, если бы человек враз увидел все свои грехи - впал бы в отчаяние. Может быть, именно поэтому Господь попускает таким людям выбирать пусть долгий и кривой, но более щадящий путь к себе - тот, по которому они в состоянии пойти.
Помню, читала я ЖЖ одной девушки - украинской мусульманки. Она росла в атеизме, а когда поступила в институт, познакомилась с мусульманами, которые рассказали ей о Боге. И она приняла ислам. И вот читала я про её жизнь и думала: а может, так действительно лучше для неё? Это не значит, что я считаю ислам правильным (хотя зёрна истины в нём есть), но, может, лучше, чтобы она верила, пусть и неправильно, чем не верила вообще? Может, если бы не ислам, она бы вообще о Боге не узнала никогда?..
Но признавая и уважая чужое право выбора, я не могу признать их картину мира верной. Да, возможно, человек не готов увидеть истину. И если кто-то считает это для себя оскорблением - можете отписаться и не читать мой дневник, но я своего мнения не изменю. Да, я считаю, что картина мира людей неверующих беднее, чем моя. Потому что у атеистов есть один мир - материальный. У меня он тоже есть, но у меня есть ещё и мир духовный. Это как 2D и 3D. Как множество и его подмножество. И если для кого-то такая позиция означает обесценивание его мира... что ж, человек вправе так думать. Хотя я не считаю, что обесцениваю его мир: потому что у меня этот мир - точно такой же! Я живу точно в таком же материальном мире и признаю его ценность. Но только я вижу и другой мир. И не просто вижу: я с ним взаимодействую. Я чувствую Бога в своей жизни. Я вижу Его промысел. И я вижу столько фактов присутствия Бога, что они просто не могут быть случайностью. А вот если кто-то будет мне доказывать, что я просто верю в то, во что мне хочется (приятнее) верить - это как раз и будет обесцениванием моего опыта.
Потому что если человек не встречался с Богом в своей жизни - это означает только то, что не встречался. Но не то, что Бога нет вообще. Мы много с кем не пересекались ни разу и даже не знаем о их существовании - а они живут и точно так же не подозревают о существовании нас. Я - встречалась. И отрицать мой опыт - вот это и есть обесценивание.
И знаете... то, во что я верю - оно далеко не всегда приятно и радостно. Верь я в то, во что мне хочется - я бы ушла куда-нибудь к харизматиками, где "уверуй - и всё, ты спасён". Потому что это действительно было бы клёво! Но, увы, реальность совсем иная. Она - та, где "вера без дел мертва". Она - та, где сколько ни кайся - от грехов всё равно не избавишься окончательно, и всё, что можно - это изжить в себе хоть какую-то их часть. Она - та, где какой бы ни был милосердный Бог, Он не в состоянии спасти тех, кто сам этого не хочет.
Моя реальность - реально страшная. Я бы хотела, чтобы она была иной. Но от моего хотения она не изменится. Поэтому для меня было бы большой глупостью закрывать глаза на правду и верить в то, во что приятно. Я предпочитаю истину.
Хотя вполне допускаю, что для других людей истина просто пока недоступна. И это не значит, что они какие-то ущербные. У каждого - свой путь.
UPD: в кои-то веки обещанное продолжение
5. Чего я не люблю и за что можно схлопотать бан5. Чего я не люблю и за что можно схлопотать бан
В первую очередь я не люблю религиозно-атеистическую пропаганду и споры. Если у Вас другое мировоззрение - живите с ним спокойно и дайте жить мне с моим. Лично для себя уже всё решила. Никому другому я ничего доказывать не хочу. Если что-то интересно узнать - спрашивайте, отвечу с радостью. Но требовать с меня каких-то доказательств, обоснований, ссылок и прочего - увольте. Вам надо - вы и доказывайте. А за вопросы типа: "А почему твой Бог такой-то и так себя ведёт?" - сразу в бан. Как говорится, вопрос не по окладу. К Богу претензии - вот Ему и предъявляйте.
Далее: я категорически не приемлю советы в плане организации моей религиозной жизни. Например, "начать поститься" или "чаще причащаться". Просто потому, что дающие подобные советы, как правило, дают их наобум. "Попоститься" - а с чего вы решили, что на момент дачи совета я не пощусь? "Почаще в храм ходить и причащаться" - простите, а вы откуда знаете, с какой регулярностью я это делаю? Так и хочется спросить: "Свечку держали?"
Я не из тех людей, кто пишет радостные посты в стиле "Господь сподобил причаститься!" - и кучу танцующих смайликов. Для меня мои отношения с Богом - вещь очень личная и, я бы сказала, даже интимная. Поэтому вовне - на публичное обозрение - я выношу только ту часть, которая не касается лично меня. Но если я об этом не пишу - это не означает, что и в моей жизни тоже ничего нет. Хотите дать совет - для начала хотя бы спросите, как у меня дела обстоят. И, может быть, я даже и отвечу. А за советы без вникания в ситуацию - бан немедленный.
Третье. Баню без предупреждения за попытки навязать мне какие-либо благочестивые (и "благочестивые" - в кавычках - тоже!) традиции в качестве догматов. Простите, но догматическое богословие я изучала, у меня по нему "отлично" стоит! И в "Символе веры" точно ничего не сказано о том, что джинсы - это мужская одежда, а платок на голове благочестивее шарфика. И о том, что либо в 18 лет замуж - либо в монастырь, а "болтаться" в незамужнем состоянии - грех. И про то, можно ли в "нечистоте" дотрагиваться до бутылки со святой водой. И про то, что психотерапевты сродни экстрасенсам. И что если кто ведёт ЖЖ, то душу дьяволу продал и лучше ему пойти и ещё раз покреститься (а вот "исповедаю едино крещение" - сказано!). В общем, вы поняли.
Четвёртое. Немедленный животворящий бан - за любое проявление агрессии в адрес кого бы то ни было с какими-то то ни было взглядами. Сказано: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13:34). Но нигде не сказано, что по-христиански - желать кого-то сжечь и пепел по ветру развеять, проклинать других людей, желать им всяких гадостей... Для меня всякий, кто осуждает (не случайно, в мыслях, а именно сознательно - в записях, комментариях и т. д.), христианином быть перестаёт. Ну и отношусь я к такому человеку соответственно: думать он может что угодно, но для меня он ни разу не авторитет. А за осуждение кого бы то ни было в моём дневнике - бан навечно.
И последнее. Точнее как вывод из предыдущего. Я считаю, что прежде чем обожиться, надо для начала очеловечиться. И если чьи-либо высказывания/рассуждения/утверждения о высокодуховном, но противоречат элементарным человеческим правилам взаимоотношений - лично я задумаюсь, насколько ваши слова "духовны".
Вот как-то так.
akiokocoon13, может быть, потому что не умею (не знаю как)?.. Или не вижу смысла?.. Не понимаю, что изменится, если отпраздную. Или скорее понимаю, что ничего не изменится.
С детства празднование было моментом, когда меня лишний раз могут пристыдить, например, за то, что не хочу праздновать так, как полагается. А для меня тогда было лучше вообще не праздновать. А религиозные праздники, типа Рождества и Пасхи, - это были самые загруженные работой дни во всём году, и это считалось нормой. А после целого дня (а то и ночи) на ногах как-то не до празднеств было. (Я очень долго не могла привыкнуть, что в Аксае в воскресной школе ни на Рождество, ни на Пасху не ставили никаких коллективных мероприятий, переносили на следующие выходные).
Ну а купить что-то вкусное и съесть под киношку я и без повода могу.
купить что-то вкусное и съесть под киношку - в принципе неплохой способ праздновать. Но я люблю больше всё-таки с поводом. Повод для меня усиливает эффект. Или дает чувство сопряжение с другими людьми, атмосферу что ли. Кулич я так-то испечь могу когда угодно, но Пасху он как-то в тему, а около НГ например - странненько.
akiokocoon13, видимо, потому я и не праздную: у меня не получается так, чтобы весело было.
Или дает чувство сопряжение с другими людьми, атмосферу что ли.
И это в том числе. А в одиночестве такой атмосферы не получается - ни в будни, ни в праздники. Поэтому что изменится-то?
А сопряжение - оно даже не про компанию, оно больше про осознание, что СЕЙЧАС ОЧЕНЬ МНОГО ЛЮДЕЙ ДЕЛАЮТ ТО ЖЕ САМОЕ: красят яйца или наряжают ёлку, например. И вот то чувство капсом очень важно, чтобы выделить день.
akiokocoon13, возможно, у меня какая-то связь с этим есть. Ведь "очень много людей это делают" - то есть это про какую-то определённую группу людей. Но я же не такая, как они, я не могу принадлежать к этой группе людей, эти люди сами меня от себя гонят, а я не хочу быть такой, какой могу им понравиться. Поэтому как будто не имею права, что ли... Ну и ощущение, что хоть запекись я куличей и закрасься яиц, я всё равно буду чужой, а значит, будет ещё обиднее за зря потраченные усилия.
Это как в Новый год: если лечь спать до боя курантов, то праздничного настроения не будет. И тогда можно сказать себе: "Ну так это же я сама так решила, всё зависело от меня". А если попытаться отпраздновать, а ощущения праздника всё равно не будет, тогда вылезут другие причины, о которых и думать-то не хочется...
Я даже не могу сказать, что с куличами я как-то чувствую общность - я же совсем не исповедую христинства. Я их всех бросила, я не с ними, они не со мной. Но меня как будто подхватывает общий вайб: весна, солнце, в колокол звонит, все пекут куличи, на яйца бьются. А вот на 9 мая там да, там я чувствую себя частью целого. И на НГ тоже. У меня празднично настроение появляется когда я подарки подбирать начинаю. Или даже нет, когда начинаю собирать свои 20л. шоколадных конфет. Я начинаю предвкушать. И пока дело дойдёт до курантов, настроение уже давно есть.
akiokocoon13, скорее это с детства какое-то желание, чтобы было "вот так", как я сама себе придумала. Может, по факту мне и не надо уже, но детская память кричит: "Ну мы же этого так долго хотели!" Может, потому и не праздную, чтобы не было как в анекдоте: "Эти ёлочные шарики бракованные: не радуют".